Елена Гаранина
Перспективное планирование деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, проявляют понять причины их возникновения и смены.
Публикация «Перспективное планирование деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих их взрослых.
Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Чтобы сформировать у детей интерес к художественной литературе и способность к целостному восприятию произведений разных жанров, мною было разработано перспективное планирование по ознакомлению с литературными произведениями для детей младшего дошкольного возраста.
Сентябрь
1 неделя Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Цель:Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии. Оборудование: Яркая книга «Игрушки» А. Барто; игрушки зайчик, мяч, мишка, лошадка, козлёнок, кот, барабан. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 47
Сентябрь
2 неделя С. Чёрный «Приставалка» Цель: Познакомить с творчеством Саши Чёрного. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя. Оборудование: Мнемотаблица к стихотворению
Сентябрь
3 неделя Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок», «Здравствуй, киска…» Цель: Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям. Оборудование: Мягкая игрушка кошка, игрушки – пирожок, булочка.
Сентябрь
4 неделя Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок». Цель: Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально- оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Оборудование: Демонстрационный фланелеграф, картинки для фланелеграфа с изображениями персонажей сказки «Цыплёнок». Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 54
Октябрь 1 неделя Чтение стихотворений о животных. Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Оборудование: Игрушки – петушок, ёжик, зайчик; зеркальце, яркие игрушки с изображениями животных. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 49
Октябрь 2 неделя С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Цель: Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать её ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям. Оборудование: Демонстрационный фланелеграф, картинки для фланелеграфа с изображениями персонажей «Сказки о глупом мышонке». Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева – М. : Просвещение. 1982, стр. 147
Октябрь 3 неделя Л. Воронкова «Маша-растеряша». Цель: Формировать у детей умение слушать произведение до конца, отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание убирать вещи на свои места. Оборудование: Демонстрационный фланелеграф, иллюстрации к сказке. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 128
Октябрь 4 неделя Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко» Цель: Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать чтение взрослого; формировать умение оценивать поступки героев. Оборудование: Иллюстрации В. Сутеева к сказке «Яблоко» Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 179
Ноябрь 1 неделя Чтение сказки Пляцковского М. С. «Ёжик, которого можно погладить». Цель: Формировать у детей умение слушать произведение до конца, отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать доброжелательное, внимательное отношение друг к другу. Оборудование: Иллюстративный материал к сказке. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 264
Ноябрь 2 неделя Чтение сказки Н. Павловой «Котята» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Развивать воображение, связную речь, прививать любовь к животным и интерес к чтению литературных произведений.
Оборудование: Фигурки котят – рыжего, белого и чёрного, иллюстрации к сказке.
Ноябрь 3 неделя Чтение произведения А. Барто, П. Барто:
«Девочка- Рёвушка». Цель: Формировать умение слушать авторские произведения;воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Помочь увидеть, как смешно выглядит капризуля, которой всё не нравится. Оборудование: Атрибуты для обыгрывания стихотворения: носовой платок, две кружки. Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева – М. : Просвещение. 1982, стр. 163
Ноябрь 4 неделя С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» Цель: Воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Оборудование: Книга с красочными иллюстрациями к произведению. Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева – М. : Просвещение. 1982, стр. 147
Декабрь 1 неделя С. Маршак «Усатый- полосатый» Цель: Довести до сознания детей замысел автора: котенок - живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки; учить выразительно читать отдельные строки, доставляя детям удовольствие от звонких, игровых, веселых стихов, воспитывать любовь к художественному творчеству. Оборудование: Демонстрационный фланелеграф, картинки для фланелеграфа с иллюстрациями к сказке «Усатый-полосатый». Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева – М. : Просвещение. 1982, стр. 326
Декабрь 2 неделя Чтение стихотворений о детях. Цель: Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передовать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях. Оборудование: Иллюстрации с изображением детей в варежках. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 57
Декабрь 3 неделя Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять ее содержание, вызвать желание возвращать к ней неоднократно. Оборудование: Иллюстративный материал к сказке. Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 241
Декабрь 4 неделя Чтение стихотворения Агнии Барто
«Дело было в январе…» Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение внимательно слушать и понимать смысл произведения, принимать участие в обыгрывании стихотворения. Оборудование: Настольный театр к стихотворению: ёлка, волк, зайчата из бумаги. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 140
Январь 3 неделя Чтение сказки В. Степанова «Домик для воробья»
Цель: Вырабатывать умение слушать художественное произведение внимательно, понимать основной смысл сказки – о добре и дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. Оборудование: Книга «Домик для воробья» с иллюстрациями.
Январь 4 неделя Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя» Цель: Приучать детей слушать большое по объему произведение; вызвать эмоциональный отклик, формировать умение оценивать поступки героев. Оборудование: Настольный театр к сказке «Три медведя». Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 291
Февраль 1 неделя Чтение стихотворения
С. Капутикян «Маша обедает». Цель: Развивать способность активно проговаривать простые и сложные фразы, согласовывать слова в предложении и с интересом слушать рассказ воспитателя о кукле; отвечать на вопросы. Оборудование: Театр игрушек к стихотворению «Маша обедает». Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 162
Февраль 2 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка» Цель: Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции. Оборудование: Иллюстративный материал к стихотворению. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 172
Февраль 3 неделя Чтение русской народной сказки «Хвосты» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Во время обыгрывания отражать характер героев. Оборудование: Иллюстративный материал к сказке, шапочки с изображением животных для обыгрывания. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 106
Февраль 4 неделя Чтение сказки Г. Циферова «Как стать большим» Цель: Приучать детей слушать большое по объему произведение; вызвать эмоциональный отклик, формировать умение оценивать поступки героев. Воспитывать самостоятельность. Оборудование: Иллюстративный материал к сказке. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 343
Март 1 неделя Заучивание стихотворения М. Дружининой «Мамочка-мамуля». Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. Воспитывать чувство любви и уважения к матери. Оборудование: Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 290
Март 2 неделя Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Формировать коммуникативные навыки через ознакомление с устным народным творчеством. Воспитывать умение сопереживать героям произведения. Развивать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь ребенка. Оборудование: Настольный театр к сказке «Гуси-лебеди» Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 73
Март 3 неделя Чтение С. Прокофьева из цикла «Маша и Ойка» «Сказка про грубое слово «Уходи». Цель: Формировать умение понимать смысл сказки, оценивать поступки героев. Воспитывать вежливое, внимательное отношение к людям. Оборудование: «Маша и Ойка» - книга с иллюстрациями. С. Прокофьева «Большая книга сказок». - М. : Махаон, 2013,стр. 13
Март 4 неделя Чтение С. Прокофьева из цикла «Маша и Ойка» «Сказка про маленький дубок». Цель: Формировать умение понимать смысл сказки, оценивать поступки героев. Воспитывать бережное отношение к природе, желание ухаживать и заботиться о растениях. Оборудование: «Маша и Ойка» - книга с иллюстрациями. С. Прокофьева «Большая книга сказок». - М. : Махаон, 2013,стр. 16
Апрель 1 неделя Чтение С. Прокофьева из цикла «Маша и Ойка» «Сказка про волшебные пёрышки» Цель: Формировать умение понимать смысл сказки, оценивать поступки героев. Воспитывать дружеские чувства, умение делиться игрушками с друзьями. Оборудование: «Маша и Ойка» - книга с иллюстрациями. С. Прокофьева «Большая книга сказок». - М. : Махаон, 2013,стр. 19
Апрель 2 неделя Чтение С. Прокофьева из цикла «Маша и Ойка» «Сказка про честные ушки». Цель: Формировать умение понимать смысл сказки, оценивать поступки героев. Формировать знания о том, что обманывать нельзя, ложь всегда становится известна. Оборудование: «Маша и Ойка» - книга с иллюстрациями. С. Прокофьева «Большая книга сказок». - М. : Махаон, 2013,стр. 34
Апрель 3 неделя Чтение С. Прокофьева из цикла «Маша и Ойка» Цель: Сказка про игрушечный городок Формировать умение понимать смысл сказки, оценивать поступки героев. Приучать детей бережно относиться к своим игрушкам, убирать их на место после игр. Оборудование: «Маша и Ойка» - книга с иллюстрациями. С. Прокофьева «Большая книга сказок». - М. : Махаон, 2013,стр. 42
Апрель 4 неделя Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?» Цель: Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки. Оборудование: Иллюстрации к сказке, шапочки с изображением героев сказки для обыгрывания. Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 374
Май 1 неделя Чтение и заучивание стихотворений о весне. Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать стихотворения, развивать образность речи, творческое воображение. Оборудование: Иллюстрации с изображением весенней природы, мнемотаблицы к стихам. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 87
Май 2 неделя Чтение русской народной сказки «Жихарка» Цель: Формировать умение внимательно слушать новую сказку, замечать образные слова и выражения в тексте, подбирать синонимы. Оборудование: Иллюстративный материал к сказке. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2015., стр. 86
Май 3 неделя Чтение сказки «Три поросёнка» в обр. С. Михалкова Цель: Формировать умение понимать содержание и идею сказки, понимать и оценивать поступки героев. Оборудование: Настольный театр к сказке «Три поросёнка». Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 280
Май 4 неделя Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Цель: Формировать познавательную активность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой, умение понимать содержание текста литературного произведения и характеры героев; развивать речевую активность. Оборудование: Настольный театр к сказке «Под грибом». Хрестоматия для маленьких. Составитель
Л. Елисеева,М. : Просвещение. 1982, стр. 184