Ольга Маринина
Перспективное тематическое планирование по формированию навыков осязания на 2016–2017 учебный год (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга» (от 3 до 4 лет).
Тема Задачи Материал
сентябрь «Детский сад»
Познакомить детей со зданием детского сада, его территорией, игровыми площадками, спортивной площадкой; садом, огородом. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада и на участке детского сада с привлечением осязания, слуха, обоняния. Учить правильному поведению на участке детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, напоминать их имена и отчества; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, желание помогать им.
Публикация «Перспективное тематическое планирование по формированию навыков осязания на 2016–2017 учебный год (3–4 года)» размещена в разделах
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Социально-коммуникативное» развитие. Иллюстрации с изображением детского сада, а также сотрудников: воспитателя, повара, помощника воспитателя, медсестры и др.
«Осень», «Золотая осень»,
«Поздняя осень»
Учить называть приметы «золотой» осени (поздней осени, отмечать их отличительные признаки. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, воспитывать интерес к окружающему миру. Развивать цветовосприятие. Развивать пространственную ориентировку, используя сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Социально-коммуникативное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие. Иллюстративный материал. Трафарет «Листья». Вырезанные из бумаги листья жёлтого, красного, оранжевого цветов.
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Формировать зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, находить их форму в реальных объёмных предметах. Различать, выделять и сравнивать их величину (большой - маленький) зрительно и путём наложения и приложения. Дать знания о сенсорных свойствах и качествах предметов.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
октябрь Образ «Я»
«Мальчики и девочки – какие мы?», «Наше тело, наше лицо». «Игра с зеркалом». «Берегите зрение».
Постепенно формировать образ Я. Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Называть и показывать слева и справа части своего тела. Упражнять в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть
цвет глаз, волос, детали прически). Упражнять в дидактических играх по познанию свойств своего тела, раскрывать функциональные возможности организма. Учить понимать мимику. Учить называть пальцы на руке. Учить красивым манерам общения с окружающими. Учить безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы. Учить правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное» развитие, «Познавательное» развитие, «Физическое» развитие. Иллюстрации с изображением девочек и мальчиков, зеркало. Картинки, отображающие действие с предметным миром.
«Сад. Фрукты» Познакомить детей с названиями фруктов, учить их описывать, учить способам обследования на осязание, обоняние, вкус. Выделять основные признаки (цвет, форму, величину). Развивать речь, логическое мышление, координацию в системе «глаз-рука», воспитывать любознательность.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением фруктов, муляжи фруктов, дидактические игры «Лукошко», «Во саду ли, в огороде», трафарет «Фрукты»
«Мебель»
«Игрушки» Сформировать у детей представление об окружающих реалиях. Обучать способам обследования на осязание, слух. Учить различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки, сравнивать по величине. Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению, находить реальный предмет. Учить пользоваться предметами быта, знать правила хранения игрушек.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное», «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Игрушечная мебель, игрушки. Картинки с изображением мебели, игрушек.
ноябрь «Посуда» Сформировать представления об окружающих реалиях, обучать способам обследования на осязание, слух. Учить пользоваться предметами быта, познакомить с правилами хранения. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму,
цвет). Дать представление о свойствах (прочность, твердость). Учить выделять признаки предметов по структуре поверхности. Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда).
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Посуда игрушечная, посуда из разных материалов, картинки с изображением посуды. Дидактические игры: «Найди пару», «Сложи картинку»
«Огород»
«Овощи»
Познакомить с названиями овощей, учить описывать овощи, учить зрительному способу обследования, на осязание, обоняние, вкус. Выделять основные признаки (цвет, форму, величину). Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению. Развивать речь.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением овощей, муляжи овощей. Трафарет «Овощи». Дидактическая игра: «Во саду ли, в огороде»
«Профессии» Познакомить с профессиями (воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, врача, продавца, повара, шофера, строителя, дать представления о трудовых действиях, результатах труда. Показать важность каждой профессии. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, воспитывать желание помогать им. Упражнять в посильной помощи взрослым, учить выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения. Развивать речь, логическое мышление. Развивать общую моторику.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Социально-коммуникативное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением представителей разных профессий, предметов, необходимых в их работе, мяч
декабрь «Транспорт» Формирование представлений об окружающих реалиях. Познакомить с пассажирским транспортом. Отмечать характерные признаки грузового транспорта. Формирование представлений о величине, классификация предметов в группы по общим, отличительным, осязательным признакам. Различие на слух звуков окружающей действительности. Наблюдение за движением машин. Учить выделять звуки улицы и ориентироваться на них. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением транспорта, игрушечные машины, куклы. Трафарет «Транспорт»
«Домашние животные» Познакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания. Воспитывать заботливое отношение к животным, развивать связную речь. Обучение соблюдению определённой последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы). Развитие цветовосприятия. Подражание голосам животных.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением домашних животных. Дидактическая игра «Домашние животные». Трафарет «Домашние животные».
«Новый год»
«Традиции детского сада». Учить называть приметы зимы. Воспитывать любовь к природе. Познакомить с традициями праздника «Новый год», создать атмосферу праздничного настроения, развивать зрительное внимание, мышление. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Учить любоваться красотой зимней природы (на прогулке). Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Свойства снега, льда.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Социально-коммуникативное» развитие, «Речевое» развитие. Веточка ели. Слушание песен про Новый год, чтение стихов, отгадывание загадок. Иллюстрации.
январь «Зима», «Одежда»
«В шкафчике у девочки, в шкафчике у мальчика» Формирование представлений об окружающих реалиях. Рассказать, для чего людям нужна одежда, познакомить с разными видами тканей, их свойствами. Учить различать мужскую и женскую одежду. Воспитывать бережное отношение к результатам труда человека. Учить различать ткани на ощупь. Развитие цветовосприятия.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Сезонная одежда, картины времён года. Дидактическая игра «Ткани». Куклы. Работа с нитями.
«Дикие животные» Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др., о местах их обитания, учить различать животных по особенностям внешнего вида. Воспитывать любовь к животным, развивать речь, мышление. Закрепить знание последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы).
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Трафарет «Дикие животные».
февраль «Правила дорожного движения» Учить детей наблюдать за людьми, их поведением на улице, за движением машин, за движением людей на
переходе, работой светофора (огнями светофора). Научить называть их: красный, жёлтый, зелёный. Закрепить значение сигналов светофора. Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. Выделять звуки на улице, ориентироваться на них, подражать им в играх. Учить безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Иллюстрации с изображением проезжей части, светофора, пешеходов. Дорожные знаки.
«Разные поверхности»
Учить выделять признаки предметов по структуре поверхности с целью развития осязательного восприятия. Учить отличать и называть поверхность стены, пола, окон, дверей. Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Дифференцирование предметов по величине, цвету, фактуре, назначению, температурным ощущениям.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Предметные картинки. Предметы окружающего мира из ткани, глины, бумаги, дерева.
«Комнатные растения» Познакомить с названиями комнатных растений (фикус, герань и др., показать, как они растут; дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Учить способам ухода за ними, последовательности обследования, развивать зрительное восприятие, любознательность, воспитывать трудолюбие.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Комнатные растения, лейки, тряпочки, палочки для рыхления земли, картинки с изображением комнатных растений.
«День защитника Отечества»
Дать детям представления о нашей Армии. Воспитывать чувство гордости за свою Армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Социально-коммуникативное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие. Картинки: «Танк», «Самолёт», «Моряк», «Лётчик», «Танкист»;
Модели современной военной техники.
«Домашние птицы» Познакомить с названиями домашних птиц, их детёнышами. Дать понятие о пользе, которую приносят птицы. Развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к птицам. Развитие ориентации на поиск предметов, издающих звуки. Развитие слухового восприятия, подражание голосам домашних птиц.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки с изображением домашних птиц. Трафарет «Домашние птицы»
март «Семья»
Манеры общения с окружающими
«Мой дом» Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр., воспитывать любовь к родным людям, уважение к старшим. Учить использовать приёмы осязания при общении, знакомстве с человеком: учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, слабых и других видов действия рук, учить сопряжённому действию рук.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное» развитие, «Познавательное развитие», «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие.
Иллюстрации с изображением семьи, семейные фото. Пальчиковые игры.
«Обуем ножки в нужные сапожки»
«На голову мы наденем»
Систематизировать представления детей об обуви, её разновидностях, разнообразных материалах для её изготовления.
Систематизировать представление детей о головных уборах. Воспитывать бережное отношение к обуви, одежде, головным уборам. Развивать зрительное, тактильное восприятие.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие.
Картинки обуви, времён года, ящик, туфли, кукла, разрезные картинки.
«Весна»
«Мамин праздник»
Учить замечать изменения в природе, наблюдения на прогулке изменений на участке с наступлением весны. Развивать связную речь, мышление, воспитывать бережное отношение к природе. Учить красивым манерам общения, говорить ласковые слова, красиво улыбаться.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное» развитие, «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие.
Картинки с изображением весны, сосулек, птиц в гнезде, подснежников.
«Птицы»
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. Рассказать о пользе, которую приносят птицы, учить слушать голоса птиц и подражать их голосам в игре. Развивать речь, слуховое восприятие, цветовосприятие, мышление, воспитывать бережное отношение к птицам. Расширять представления о простейших связях в природе: осенью - птицы улетают в теплые края, весной - громче поют, летом - появляются птенцы в гнёздах.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Картинки перелётных и зимующих птиц. Трафарет "Птицы"
апрель «Мой город»
«Моя страна»
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере). Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать любовь к родному городу.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное» развитие, «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие.
Альбом, открытки
«Грибы»
Дать детям представления о том, что в лесу растут грибы (съедобные и ядовитые). Познакомить с условиями их роста, последовательности обследования, развивать зрительное восприятие, любознательность.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие. Муляжи грибов, иллюстрации.
май 9 Мая – День Победы Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное» развитие, «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно-эстетическое» развитие. Книги, иллюстрации,
модели военной техники.
«Посадим цветы на участке»
«Наш участок»
Ориентировка на участке детского сада. Ориентировка в пространстве относительно "себя". Свободная зрительно-двигательная ориентация на цветовые, световые сигналы. Наблюдение за изменениями в природе. Познакомить с названиями цветов, их строением, соблюдению определённой последовательности при их обследовании. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Развитие обоняния, зрительного восприятия. Развитие тактильного восприятия. Воспитывать интерес, любовь к природе. Совместно высадить цветы в клумбу. Знакомить с правилами поведения в природе.
Интеграция ОО: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Картинки с изображением цветов, частей цветка.
Цветы уголка живой природы.
«Насекомые»
Развитие сохранных анализаторов
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др., и их особенностях. Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация, стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения. Гимнастика для рук, пальчиковые игры. Развитие свободной зрительно-двигательной ориентации в пространстве.
Интеграция ОО: «Познавательное» развитие, «Физическое» развитие, «Речевое» развитие.
Картинки с изображением насекомых. Тренажёры "Бабочки", "Стрекоза. "
Дидактическое пособие "Насекомые"