Гузяль Коновалова
Пересказывание текстов как способ обучения монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказывание текстов, как способ обучения монологической речи.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Публикация «Пересказывание текстов как способ обучения монологической речи» размещена в разделах
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Связная монологическая речь представляет собой многоаспектную проблему. Связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
Л. С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога (как устной, так и письменной его формы) Л. С. Выготский видит в его особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов.
С. Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, в первую очередь, отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении.
Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщене выступает в единстве двух планов – внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего. Формально-языкового.
Внутренний план, отражая содержание, заданное интеллектом, представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программы каждого отдельно взятого предложения. Нарушение цельности внутреннего плана приводит к разрывам мысли и непонимания такого сообщения партнёром по коммуникации.
Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений, организованных по правилам языка в группу. Этот план характеризуется признаком связности, проявляющейся в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных.
Одним из способов обучения детей монологической речи – пересказ.
Предлагаю Вашему вниманию примеры текстов, с которыми ведётся работа по пересказыванию
Начинается работа с коротких, понятных детям описательных рассказов. Постепенно предъявляемые тексты усложняются. Данная работа ведётся неотрывно от работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков в речи. Параллельно расширяется словарь, уточняются значения слов и выражений, развивается грамматический строй речи.
Саша и лыжи
Саше купили лыжи. Саша был рад. Он ходил на лыжах. Зима, холод, а ему жарко. Один раз Саша упал. Потом он катался хорошо
Лодка
Миша и Гриша сели в лодку. А лодка была худа. Была дыра. Стала лодка полна воды. Миша и Гриша стали мокры.
Гуси
Сели гуси на воду. По воде пошли круги всё шире и шире, а после стало гладко. Вода была чиста, и видны были лапки.
Мурка и котята
У нас была кошка Мурка. У Мурки были котята. Мы котят положили в ящик. Мурка берегла котят. Котята росли быстро. Таня любила смотреть на котят.
Кошка Мурка
У Васи была кошка Мурка. У неё были котята. Кошка и котята жили в углу, в ящике. В окно влетел петух. Кошка бросилась на петуха. У кошки глаза горят, а от петуха перья летят. Пришёл Вася и выгнал петуха метлой.
Котёнок
У Тани был беленький котёнок. Она его очень любила. Таня назвала котёнка Пушок. Кормила она его молоком и мясом. Таня часто ходила с ним гулять, играла с ним. Пушок любил спать на своей постельке.
Таня и кукла
Мама подарила Тане большую куклу. Таня куклу очень любила. Шила ей платья. Ходила с ней гулять. Вечером пела песенки.
Шарик
У нас есть собака Шарик. Ночью Шарик сторожит двор. Раз в курятник залезла лиса. Шарик услышал и залаял. Лиса испугалась и убежала.
Снежная кукла
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
Катя и Маша
Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно».
И Катя снесла Машу.
Белка на дереве
Жила белка в дупле. Ела белка жёлуди, орехи, семена шишек. В лес пришли дети и увидели белку на дереве. Они её поймали. Детям стало жалко белку. Дети пустили белку на дерево.
За грибами
Ходили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За кустом завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой.