Елена Кондракова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»».
1. Возрастная группа старшая
2. Тип занятия. Первично-ознакомительный
3. Тема. «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»».
4. Цель. Формирование умения пересказывать сказку
5. Задачи (в зависимости от вида занятия)
- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детёнышах;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
- формировать связную речь, зрительную память, координацию движений, мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к родному краю и к диким животным.
6. Методы и приемы. Словесные, наглядные
9. Оборудование (в зависимости от вида занятия) : Портрет А. Толстого, презентация, картинный план, раскраски.
10. Ход занятия
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Орг. Момент
Основная часть
Итог занятия -Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-Какое у вас сегодня настроение?
-У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
Предлагаю для начала размять свой язычок проведем артикул разминку
«Шарикик»
Вот так шарик надуваем
И рукою проверяем, а
Теперь мы выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Снег идет»-- И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх.
1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
«Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Лошадка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обезьянка, бегемотик -
Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
-Давайте вспомним сказки А. Н. Толстого, которые раньше читали. Загадываю загадки по сказкам :
-«Были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя-Двуглазка, а меньшая Трилазка» Из какой сказки А. Толстого эти слова?
- «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А эти слова из какой сказки?
-«Шли-шли, -солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…»
Все верно ребята
А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? Что есть в сказке такое, чего нет в рассказе?
-Сегодня ребята мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой Алексея Николаевича Толстого. Показываю портрет
Чтобы узнать про кого эта сказку вам придё тся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной.
Молодцы ребята, это действительно ёжик. И наша сегодняшняя сказка так и называется «Ёж».
-На сегодняшнем занятии Ёжик будет смотреть, как вы занимаетесь и как отвечаете на вопросы.
Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж и теленок?
Кто может сыграть эту историю, встречу двух незнакомых друг другу героев Ежа и теленка?
А теперь послушаем как описывает эту историю А. Н. Толстой
Чтение сказки (показ презентации к сказке).
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе :
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Вопросы по содержанию (постепенно появляется картинный план)
А сейчас я буду задавать вопрсы и у нас с вами по ходу ваших ответов будет появляться картинный план, который поможет вам потом пересказать эту сказку.
-С каких слов началась сказка?
-Что сказал теленок ежу?
-что сказал и сделал еж?
-Как теленок готовился лизнуть ежа?
-Что произошло с теленком?
-Кому пожаловался теленок?
-Что он ей сказал?
-каким был теленок?
-Как мама корова отреагировала на жалобу теленка?
-Как вы думаете почему она так поступила, ни как не отреагировала?
-Корова какая?
-А куда покатился еж?
Кому он рассказал о встрече с теленком?
-Что он ей сказал?
-Какими словами закончилась сказка?
По ходу ответов на вопросы. Составляется картинный план пересказа.
Физминутка
А сейчас давайте встанем на ноги и немного отдохнем
-Подожди, колючий ёж
Ты скажи: куда идёшь?
- К рыжим белкам я иду,
Им иголки я несу.
Пять портних за пять минут
Рукавицы мне сошьют.
Сейчас предлагаю пересказать эту сказку по плану цепочкой передавая ….
Повторное чтение сказки
-Какую сказку мы с вами сегодня читали?
-Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
- И мне сказка понравилась, а больше всех понравилась ёжику. Ведь он всё время слушал и смотрел на вас и на то, как вы работали.
- Ёжик за занятие вам всем говорит спасибо и дарит вот такие портреты своей семьи. (рисунки-раскраски)
-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.
- ответы детей
Выполняют действия
Ответы детей
-«Крошечка-Хаврошечка»
-«Морозко»
-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет
- ежик
Инсценировка
-
-теленок увидел ежа
-я тебя съем
-свернулся в клубок
-задрав хвост, запрыгал
-укололся
-матери корове
-Еж укусил за язык
-глупый, неопытный
-поглядела задумчиво и снова принялась есть траву
-Ежи не кусаются, а могут уколоть
-мудрая, опытная
-под рябиновый корень
-ежихе
-огромного зверя победил, должно быть льва
И пошла слава про храбрость ежовую
-разводим руки в стороны затем перед грудью
-ходьба с высоким подниманием колен
-прыжки на месте
-вращение руками сцепленными в замок
-поочерёдно загибаем пальцы прав. руки в кулак
загибают пальцы левой руки в кулак, затем встряхивают
дети поочередно по картинному плану пересказывают сказку.
Пересказ 2-3 детей
-ответы детей