татьяна белоносова
Игры для развития словаря относительных прилагательных у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Предметы или явления окружающего мира имеют свои признаки. Имен прилагательных столько же, сколько признаков у предметов или явлений. Одни признаки говорят о форме, цвете и вкусе, другие — описывают предмет через действие, а третьи — указывают на его принадлежность.
Поэтому выделяют три разряда имен прилагательных по значению:
-качественные (например, весёлый, умный) — обозначают признаки, проявляющиеся в разной степени.
-относительные (железный, деревенский) — указывают на материал, место и т. д.
-притяжательные (мамин, лисий) — указывают на принадлежность.
Я хочу поделиться опытом своей работы по теме относительные прилагательные.
Относительные прилагательные — это прилагательные, которые обозначают принадлежность или связь предмета с другим объектом или понятием. Они отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?», но не описывают качества предмета.
Образование относительных прилагательных достаточно сложная тема для детей с ОНР. Образование имен прилагательных сопровождается большим количеством разнообразных ошибок у дошкольников логопедической группы. Среди ошибок можно выделить следующие:
-замена суффиксов, приставок (глинальная, глиношная, механая, резинные, стеклонная);
- упрощение звуко-слоговой структуры слов (глинная посуда, рисная каша, хлопонная одежда, метанный, метальный);
-нарушение согласования слов (стеклянный тарелка, металлическая чайник)
Игра может облегчить эту задачу, обеспечить многократное проговаривание детьми сложных слов.
В связи с этим мною была определена цель коррекционно-развивающей работы и поставлены следующие задачи.
Цель: научить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных в процессе игры
Задачи
• учить согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
• активизировать словарный запас детей;
• развивать процессы внимания, памяти, воображения, представлений;
• повышать мотивацию детей к занятиям
Начинаем работу по развитию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания
(яблочный, рисовый, рыбный) т. к. эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
Игра «Какая каша?»
Цель: учить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. Взрослый загадывает загадки про злаки и предлагает ребенку найти отгадку на картинке, а затем сказать, какую кашу можно сварить.
С давних пор в полях растет.
Белое зерно дает.
У него такой каприз:
Очень любит воду…рис.
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Ах! Ох! Покатился горох.
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных (кукуруза)
В поле сережки
На тоненьких ножках (овес)
Золотистое зерно
Называется …пшено
Испечет нам бабушка
Вкусные оладушки.
Сварит в русской печке
Кашу вкусную из… гречки
Каша из риса – рисовая, каша из гороха – гороховая, каша из кукурузы - кукурузная, каша из овса – овсяная, каша из пшеницы – пшеничная, каша из гречихи – гречневая.

Игра «Я придумываю цвет»
Цель: учить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. Взрослый предлагает ребенку карточки, на которых изображены фрагменты рисунка овоща, фрукта или ягоды. Ребенок по картинке угадывает овощ (фрукт, ягоду, подбирает соответствующую карточку и называет цвет.
Это лимон – лимонНый цвет. Это виноград – виноградНый цвет. Это картофель – картофельНый цвет. Это баклажан – баклажанНый цвет. Это капуста – капустНый цвет. Это свекла – свекольНый цвет. Это арбуз – арбузНый цвет. Это баклажан – баклажанНый цвет. Это морковь – морковНый цвет. Это клубника – клубничНый цвет. Это яблоко – яблочНый цвет. Это огурец – огуречНый цвет. Это чеснок – чесночНый цвет.
Это кокос - кокосОВый цвет. Это гранат – гранатОВый цвет. Это персик – персикОВый цвет. Это банан – бананОВый цвет. Это малина – малинОВый цвет. Это салат – салатОВый цвет. Это груша – грушЕВый цвет.
Игра «Листопад»
Цель: учить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. Ребенку предлагается карточка, на которой размещены рисунки разных деревьев. По центру карточки находится окошко. Ребенок через это окошко рассматривает листья разных деревьев, сравнивает их с рисунками на карточке, определяет какое это дерево и называет лист.
Это дуб. Лист (какой)- дубовый. Это береза – лист березовый. Это сосна – лист сосновый. Это рябина - лист рябиновый. Это липа - лист липовый. Это черемуха – лист черемуховый. Это клен – лист кленовый. Это тополь – лист тополиный.



Игра «Товарный поезд»
Цель: учить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. В игре участвуют от 2 до 4 человек. Перед началом игры у ведущего картинки- с поездом и с материалами, остальные картинки раздаются между игроками. Ведущий выкладывает первую картинку – поезд, а затем выкладывает картинку, на которой изображен материал – резина (пластмасса, дерево, железо) и предлагает детям найти и выложить картинки, на которых изображены предметы, изготовленные из этого материала и назвать их. Затем ведущий снова выкладывает картинку с изображением материала, и игра повторяется до тех пор, пока не выложены все картинки с материалами. Победителем считается тот игрок, который выложит все картинки и правильно их назовет.


Игра «Наведи порядок»
Цель: учить дошкольников с ОНР образовывать относительные прилагательные от имен существительных
Правила игры. Ребенку предлагается сюжетная картинка с изображением кухни. Взрослый предлагает ребенку «навести порядок» на кухне. Для этого нужно найти все предметы из дерева (стекла, глины, металла, выложить картинки и правильно их назвать.
Ложка из дерева (какая) деревянная. Доска из дерева (какая) деревянная. Тарелка из дерева (какая) деревянная. Скалка из дерева (какая) деревянная. Стул из дерева (какой) деревянный. Табурет из дерева (какой) деревянный.
Бутылка из стекла (какая) стеклянная. Банка из стекла из стекла (какая) стеклянная.
Ваза из стекла (какая) стеклянная. Тарелка из стекла (какая) стеклянная.
Стакан из стекла (какой) стеклянный. Пузырек из (какой) стеклянный.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в процессе игр и упражнений:
• дети учатся образовывать относительные прилагательные от имен существительных;
• дети учатся согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
• активизировался словарный запас детей;
• повысилась мотивацию детей к занятиям.