Дарья Тусь
Конспект занятия «Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост» (По Н. Сладкову)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Методические приемы:
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа „От чего у лисы длинный хвост“ (По Н, Сладкову)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, составление графического плана рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, сюрпризный момент.
Оборудование:
Сборник стихов, рассказов, сказок о животных, графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (сборник стихов, рассказов, сказок о животных. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторение лексической темы «Дикие животные». Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры: «Чья голова? Чей хвост?».
4. Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, а Вы любите загадки? Я тоже люблю! А больше я люблю их загадывать.
Педагог загадывает загадку. Посмотри какая — вся горит, как золотая! Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой (лиса). Как догадались, что это лиса?
Подготовка к восприятию текста.
Педагог: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Н. Сладкова, который мы с вами недавно читали. «Отчего у лисы длинный хвост? «Напомните мне кто здесь главные герои? (Лисята).
Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову).
Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.
У лисы родились лисята, слепые с коротенькими маленькими хвостиками.
Длинными хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались — хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силенок тянутся к светлому пятнышку - к выходу из норы. Еще бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет «нечуянным»!
Только вот страшно. И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.
Беседа по содержанию.
- Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства.)
-В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза). А в нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда все хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать.)
— А что им интересно увидеть? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет.)
— Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх, ничего не бояться.)
Игра «Трудные слова».
Сейчас предлагаю поиграть в игру «Трудные слова».
— Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное — означает никогда не видели.
— Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают уши руками.) Неслыханное - означает никогда не слышали.
— Что означает «нечуянное»? (Предположения детей.) Закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце? (Лимон)
Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы, что это.
Педагог достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.
— Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, пере-черкнутое ухо, перечеркнутый нос? (Невиданное, неслыханное, «не-чуянное»)
— Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались! Правильно, появились. Что может прорезаться? (зубы, росток, голос)
— А теперь встали на носочки, руки подняли вверх и потянулись. Мы с вами сразу стали выше, т. е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться! Правильно, расти в длину.
Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, прорезались, вытягиваться.
Игра «Подбери признаки».
Педагог вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают лисят, гладят.
— Какие лисята по характеру, по повадкам? (Шустрые, глупенькие, игривые, осторожные, трусливые, любопытные.)
— У лисят какие ушки? (Чуткие, маленькие.)
— Глазки, какие? (Маленькие, узкие, блестящие.)
— Лапки, какие? (Тоненькие, слабенькие.)
— А хвостик, какой? (Коротенький, рыженький, пушистенький.)
Игра «Что делает лисенок?»
Показывая поочередно на лисят, педагог спрашивает:
— Что делает лисенок? (Лисенок смотрит на дятла. Маленький лисенок нюхает цветок. Шустрый лисенок бегает за бабочкой. Трусливый лисенок выглядывает из норы. Лисенок рассматривает пестрого жука. Маленький лисенок наблюдает за змеей.)
Повторное чтение рассказа.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Составление графического плана рассказа.
Педагог беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.
Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?
Педагог совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербальной опорой. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
У кого получился длинный рассказ?
Кто что забыл рассказать?
Чей рассказ понравился больше? Почему?
Молодцы, все справились!