Людмила Левашова
Конспект занятия «Пересказ рассказа Чарушина «Что за зверь?» в старшей группе
Пересказ рассказа Чарушина «Что за зверь?»
Вводная часть: Здравствуйте, ребята! Я пришла сегодня к вам в группу предложить участвовать вместе с нашими детьми в конкурсе «Самый лучший рассказ».
У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что находится у меня в руке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа Чарушина „Что за зверь?“ в старшей группе» размещена в разделах
Молодцы. Это книга. Сегодня мы с вами прочитаем интересную историю. И это будет не сказка, а настоящая история, которая случилась на самом деле. Этот замечательный рассказ написал Е. И. Чарушин. Он всю жизнь со своей семьёй прожил рядом с животными. В детстве, он с мамой кормил уток, лечил зверей. Жизнь рядом с животными научила автора наблюдать за ними. И всё, что он наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге и записывал. Рассказ, который мы с вами прочитаем, называется «Что за зверь?». (портрет писателя)
Чтение рассказа Е. И. Чарушина
- Садитесь на ковёр и внимательно послушайте этот замечательный рассказ.
Беседа по рассказу Е. И. Чарушина «Что за зверь?»
- Ребята, вам понравилась эта история?
- Как называется рассказ?
- Кто написал рассказ «Что за зверь?»?
- Что или кто понравился больше всего?
- Давайте вспомним, как начинался рассказ Чарушина «Что за зверь?»
- Выпал первый снег…
Как вы думаете, в какое время года может выпасть первый снег?
- Молодцы! А где на снегу Катя увидела следы зверька?
- Какое могло быть выражение лица у девочки, когда она в первый раз увидела следы? Давай-те покажем. (Озадаченное, удивленное, заинтересованное).
- Как Катя решила узнать, что за зверь был у неё в гостях?
- Как Катя приманивала зверька?
- И что стало с котлеткой? Съел её зверь?
- Как Катя догадалась, что зверь приходил?
- Какой вывод можно сделать из того, что зверь мясную котлету не съел? (зверь – не хищник)
- Что сделала Девочка Катя? Какое лакомство оставила девочка второй раз?
- И зверёк съел косточку?
- Мы убедились ещё раз, что зверь – не хищник.
- Какое угощение оставила Катя в третий раз, вместо косточки?
- Что было с морковкой?
- Как Катин папа решил поймать таинственного зверя?
- Как семья догадалась, что зверёк попался?
- Кем оказался таинственный зверь?
- Вспомните, какими словами автор описывал кролика?
- Как вы думаете, что Катя почувствовала, когда зверёк попался?
- Как Катя поступила с кроликом?
- Чем кормила кролика Катя?
- Почему кролик пришел к человеку? Чего ему не хватало в лесу?
- Можно ли сказать, что Катя и её родные любят и берегут природу?
- Помогаете ли вы зимой животным или птицам? Как?
Физкультминутка под аудиозапись «Зайка».
Повторное чтение.
- Молодцы ребята, а теперь я ещё раз прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно его слу-шайте. После моего чтения, вы превратитесь в настоящих писателей, и попробуете его пере-сказать словами автора.
Пересказ детьми :
- А теперь Аня начнёт нам пересказывать рассказ и расскажет о том, как всё начиналось.
- Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья, земля, крыши, крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Она вышла на крыльцо и видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Следы были по ступенькам, на крыльце и в саду. Это какой-то зверёк ходил по снегу.
- Спасибо Аня, молодец! Дима продолжит дальше.
- Взяла Катя котлетку, положила её на крыльцо и убежала.
Проснулась Катя и скорей на крыльцо - смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит, котлетка лежит, совсем не тронута, а вокруг ещё больше стало следов. Значит, зверёк снова приходил. Катя убрала котлетку и положила вместо неё косточку из супа.
- Молодец Дима! Ульяна продолжит.
- Утром опять побежала Катя на крыльцо. Смотрит - косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром опять пошла посмотреть, а морковки нет. Зверёк приходил и всю морковку съел!
- Очень хорошо Ульяна! Спасибо. Катя расскажет, что же было дальше.
- Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лу-чинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть, лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.
На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка пошла смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех.
- Умница, Катерина! Софья, расскажи нам, чем закончился рассказ.
- Все увидели, что ящик кого-то прихлопнул! Заглянула Катя в щёлку, видит: сидит там зверь, белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, мор-ковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню, сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
- Кто хочет рассказать эту историю от начала до конца?
- Молодцы, ребята! С каким произведением Е. Чарушина мы с вами познакомились?
- Мы познакомились с произведением Е. Чарушина, которое называется «Что за зверь?»
- Ребята, какие новые слова мы сегодня узнали?
- Мы сегодня узнали слова: западня, лучина, бечёвка.
- Какие слова, использовал автор при описании кролика?
-Автор использовал слова повторы: «Белый-белый», «пушистый-пушистый».
- Вы очень хорошо поработали. Сегодня, я обязательно отправлю на конкурс ваш рассказ.