Яна Мисонец
Консультация для педагогов «Пересказ художественных произведений с помощью картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК
Мисонец Яна Сергеевна воспитатель,
МДОУ «Детский сад №4 п. Ракитное»
Аннотация: в статье обусловлена актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью сказки, описано содержание нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, определена роль народной сказки в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста и представлены основы методики работы с народной сказкой в группе детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Чтение, детская литература
- Темочки
Нравственное воспитание детей является важнейшей задачей современного дошкольного образования. Формирование нравственных представлений – часть нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников. Однако, сегодня среди детей-дошкольников мы часто наблюдаем примеры проявления детской жестокости, агрессивности, эмоционального бездушия и замкнутости на самом себе. Детей окружают безнравственные мультфильмы, детские журналы и книги, компьютерные игры. Они живут в нестабильном кризисном мире, где каждый пытается выжить сам по себе. Войны, теракты, катастрофы и природные катаклизмы заставляют людей забывать о нравственных ценностях и нормах. Все это негативно сказывается и на воспитании детей. Важным оказывается сохранение в детях чистых нравственных идеалов, заложенных в них с рождения. Здесь на помощь взрослым приходят народные сказки, наполненные нравственными представлениями о добре, милосердии, сострадании, взаимопомощи и взаимности в принципе, любви и т. д. Работа со сказкой строится в зависимости от возрастных особенностей дошкольника. Часто сказка воспринимается как книга для малышей, чтение которой занимательно только для младших дошкольников. Но сказка способна оказать и глубокое нравственное воздействие на детей старшего дошкольного возраста.
Русская педагогика более ста лет отзывается о сказках как о воспитательном и образовательном материале и педагогическом средстве и методе. Как литературное произведение сказка наполнена эмоциями, яркими образами, красками, которые находят отклик в достаточно взрослых, но еще детских душах. Суть сказки – мораль и нравственность, поэтому она так необходима для работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. К содержанию нравственных представлений, формируемых в старшем дошкольном возрасте, относят представления о явлениях общественной жизни, труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, патриотизме и гражданственности, нормах поведения в коллективе сверстников, уважительном отношении к взрослым, культуре поведения и положительных моральных качествах. Все эти представления заложены в народных сказках. Народная сказка обращает внимание старшего дошкольника к образам людей с сложившимся характером и моральными качествами, действующим по образцам нравственности. Сказки учат детей дружить, сострадать, оказывать помощь, идти вперед к цели и добиваться победы добра над злом. Народная сказка запечатлевает в душах старших дошкольников и чувство красоты, незащищенности окружающего мира.
Сказка прививает дошкольникам эстетический вкус, оказывающий влияние на становление нравственности. Она воспитывает детей через чувства, эмоции, оставляет яркие впечатления, которые дети воспроизводят в повседневной жизни. На станицах сказок сложен многовековый опыт народа, выражена его любовь к Родине, уважение к труду, ценности жизни и общественного сосуществования. Работа со сказкой в старшем дошкольном возрасте имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Дети старшего возраста уже способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому для чтения выбираются более сложные и большие по объему произведения, с многоступенчатой композицией. Здесь необходимо продолжать воспитывать читателя в детях, т. е. учить сострадать и сопереживать героям, искать мотивы их поступков.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, запомнить яркие образы. Таким образом, роль сказки в формировании нравственных представлений дошкольников определяется содержанием сказок, их основной идей, заложенным смыслом, обрисованными образами героев, сюжетом и композицией. Народная сказка является своеобразным орудием нравственного воспитания старших дошкольников, эффективность применение которого зависит от правильно встроенной методики работы педагога.