Ольга Степанова
Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
«Воспитание нравственно - патриотических чувств
у детей дошкольного возраста»
подготовила: старший воспитатель Степанова О. П.
«Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
1. Актуальность.
Публикация «Педсовет „Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В последние десятилетия события в истории нашей страны заставляют по-новому взглянуть на значения понятий - гражданственность и патриотизм. В отношениях между людьми ощущается недостаток нравственности. Из-за потери такой духовной ценности как патриотизм приводит к низкой культуре наших людей. Современные дети находятся в не фильтруемом потоке информации, которую получают посредством гаджетов, телевидения, что не всегда несет положительное влияние. Это проявляется в негативном отношении к истории Отечества, ее традициям и культуре. У детей снижается уровень познавательного и речевого развития, проявляется недостаток развития памяти, внимания, восприятия. В результате, в социализации культуре возникают пробелы, что приводит к снижению знаний правил поведения и этикета, культурных особенностей народа, его обычаев и традиций. Поэтому вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является актуальной.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества, свои права и обязанности – эту информацию лучше всего закладывать ребенку с детства. Потому что всё, что усвоено в дошкольном периоде : знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Значение. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Требования ФГОС ДО. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, оно является одной из основных задач дошкольного учреждения.
РАЗМИНКА
1. Какие задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию?
Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитание уважения к труду;
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
6. Расширение представлений о городах России;
7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
8. Развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
2. Через какие формы охватывается система патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности?
Формы:
- тематические занятия;
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках, акциях, парадах;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
3. Какие средства относятся к патриотическому воспитанию?
- Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Природа родного края: она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Общение: оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Атмосфера, окружающая среда: она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание : Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина», Оверчук Т. И. «Мой родной дом», Новицкая М. Ю. «Наследие».
2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры – обмен опытом воспитателей (развивающая среда, дидактические игры).
Уголок патриотического воспитания : все экспонаты, предметы, игры, альбомы должны быть размещены доступно для воспитанников, все представленные материалы должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностями детей, иметь эстетичный, красочный и привлекательный вид.
Младший дошкольный возраст :
1. Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по поселку идем» (достопримечательности поселка).
2. Флаг России, Герб России.
3. Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
4. Предметы русской старины.
5. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
6. Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.
Старший дошкольный возраст :
1. Глобус, физическая карта России, политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб Оренбургской области, Гимн России, Портрет президента РФ.
2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.
3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.
4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.
5. Альбомы: «Моя семья», «Мы по поселку идем», «О великой отечественной войне» и т. д.
6. Коллекция тематических значков (о войне, об армии и т. д.)
7. Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».
8. Записи сказок и патриотических песен.
9. Игры по патриотическому воспитанию.
10. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали.
11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.
Вывод: Задача воспитателя научить ребенка отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие тех качеств и ценностей, благодаря которым он станет патриотом и гражданином своей Родины.
3. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. В процессе такого взаимодействия используются следующие виды:
- анкетирование; консультации; родительские собрания; беседы;
- наглядная информация на стендах, папки-передвижки;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны : семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, оказывать помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Деловая игра «Наша Родина - Россия»
1 задание: «Блиц-опрос»
- Земля, где ты родился? (Родина)
- Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)
- Население определенной стороны? (Народ)
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел)
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография)
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
2 задание: «Какой он, наш поселок Переволоцкий?»
Поселок Переволоцкий неповторим своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной поселок славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного поселка хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Задание: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем поселке на каждую букву, которые есть в названии Переволоцкий:
П – прекрасный
Е- естественный
Р – рабочий, развитый
Е – единственный
В- великолепный, вариативный, вдохновляющий
О - отличный, оригинальный, образцовый
Л – любимый
О - охраняемый, очаровательный, оживленный
Ц – центральный, целостный, цветущий, цивилизованный
К - культурный, красивый
И - индивидуальный, исключительный, интересный
Й - известный
3 задание: «В поселке «Переволоцкий»…»
Педагог получает фото какого-либо объекта поселка, даёт описание, не называя его. Остальные должны угадать, что изображено на фото.
4 задание: «Бой пословиц»
Нет в мире краше когда над ней крыша одна.
Глупа та птица, будет Родина крепка.
Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.
Семья сильна, хорошие дети растут.
Человек без Родины Родины нашей.
В хорошей семье что соловей без песни
Восстановите пословицы:
5 задание: «Черный ящик»
Каждой команде дается черный ящик. Задание: по описанию определить - какой предмет находится в черном ящике. Внимание! Вопрос!
1 команда.
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. (Самовар).
2 команда.
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Рефлексия
У вас на столах лежит куб. Напишите на гранях куба то, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!
Анкета для педагогов
«Готовность к работе по патриотическому воспитанию»
1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «патриот», «гражданин», «патриотическое», «гражданское воспитание»? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать патриотическое воспитание с дошкольного возраста? Почему?
2. Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно-историческое наследие нашего поселка, района, области, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
3. Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного поселка, области, страны?
4. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к историческому наследию своего народа?
5. Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к культурному и историческому наследию своей семьи, родного поселка, области, страны?
6. Знаете ли Вы, что и как рассказать детям о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне?
7. Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении дошкольников с историей? Назовите известные Вам источники.
8. Какая методическая работа Вам необходима для реализации задач патриотического воспитания в Вашей группе?
9. Возникают ли у Вас трудности в выборе форм и методов работы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.
10. Помощь и поддержка каких специалистов Вам необходима для эффективного решения задач патриотического воспитания дошкольников?
11. Какую работу с родителями (лицами их заменяющими) вы проводите для повышения их компетентности по данной теме?