Екатерина Бурундукова
Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы нравственного воспитания, развития человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема нравственного воспитания становится актуальной.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Публикация «Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, воспитывать чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
У каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, расти и учиться. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.
Теоретическим обоснованием программы «Краеведение» явились работы педагогов Щуркова Н. Е., Соловцова И. А., Филонов Г. Н., которые считали, что в связи с утратой общечеловеческой ценности одна из важных задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
В своей работе я руководствовались федеральными и региональными документами, определяющими цели и содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения:
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,
федеральным государственным образовательным стандартом,
концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с законом РФ «Об образовании» определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В целевой программе Главного управления образования Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области» поставлены задачи создания единого воспитательного пространства региона на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений.
В соответствии с ФГОС ДО задачи по формированию нравственной компетенции необходимо начинать с дошкольного возраста.
Содержание Основной образовательной программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа.
В разработке Программы «Краеведение», участвовала творческая группа педагогов МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2». Программа является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательного процесса.
При разработке программы учла основные общепедагогические принципы, что предполагает использование в работе с детьми современных технологий, таких, как проектирование, экспериментирование, информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Принципы реализации программы:
Доступность
Непрерывность
Научность
Системность
Преемственность
Культуросообразность
Программа состоит из 3 разделов:
Моя семья
Природа Зауралья
Моя малая родина
Участниками программы являются: воспитанники, воспитатели, родители.
Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Целью программы является формирование нравственности и гражданской позиции на основе воспитания, уважения к семье, как к ячейке общества;
воспитание интереса и любви у детей к родному краю, его природе, культуре и традициям русского народа;
расширение представлений о своей малой Родине.
Программа рассчитана на все возрастные группы детского сада, усложняется с возрастом детей, и перекликается с целями и задачами программы под редакцией Н. Е. Веракса, по которой работает наш детский сад.
Содержание, цель и задачи определены для каждого смыслового раздела.
Раздел «Моя семья»
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «семья», учить называть членов семьи; внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
2. Закреплять представление о трудовой деятельности родителей, их профессиях, традициях семьи.
3. Познакомить детей с историей детского сада, с его традициями, вызывать у них желание посещать детский сад, встречаться с друзьями
4. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Раздел «Природа Зауралья»
Цель:
Формирование первичных представлений об особенностях природы малой родины, формирование духовной потребности в общении с родной природой, стремление к познанию окружающей природы, в единстве с переживаниями нравственного характера, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и созидательного отношения к родной природе через различные виды детской деятельности, воспитание любви к своей малой Родине.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии животного и растительного мира Курганской области.
2. Формировать первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесённых в Красную книгу Курганской области, способов их сохранения.
3. Формировать основы экологического мировоззрения, системы элементарных научных экологических знаний, доступных дошкольнику;
4. Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края; необходимые практические навыки и умения поведения в окружающей природе;
5. Формировать чувство значимости собственной деятельности по сохранению природы родного села.
6. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности в живой и неживой природе, умение использовать полученные знания при взаимодействии с природой.
Раздел «Моя малая родина»
Цель: Формирование элементарных представлений об истории, достопримечательностях, социально-экономической значимости родного края; представлений о народах, живущих в Курганской области, культуре и традициях.
Задачи:
1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
2. Расширять представления о природных богатствах, растительном и животном мире, полезных ископаемых.
3. Формировать представление об исторических корнях села.
4. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости Курганской области.
5. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
6. Формировать представление об основных профессиях жителей.
7. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
8. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Содержательная часть программы состоит из 3 блоков. По каждому разделу разработаны тема занятия, дата проведения, содержание НОД, определены мероприятия в режиме дня, которые соответствуют теме недели. Так же определено количество часов по каждому разделу.
Подготовительная группа
разделл дата Тема недели Тема занятия Количество часов Содержание Мероприятия в режиме дня
Моя семья 05.10.-11.10. Моя семья (краеведение) «Дружная семья» 30 мин Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Создание выставки
«Моя семья»
Беседы: Профессии моих родителей;
В программе определены ожидаемые результаты на конец образовательного периода, что дети должны знать, уметь… понимать…
Знать:
• свою родословную, о профессиях своих родителей.
• правила поведения в природе;
• о культуре своего родного края.
• некоторые сведения из истории своего села,
• о достопримечательностях своего села,
• о традиционных праздниках русского народа;
• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.
Уметь:
• называть некоторые растения и животных Курганской области, занесенных в Красную книгу,
• уметь рассказывать о назначении объектов села, о его достопримечательностях.
• составлять генеалогическое древо семьи
• уметь ориентироваться по карте.
Понимать:
• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,
• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину.
• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. С. Лесниково – это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.
• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.
Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.
Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.
Разработаны диагностические карты на все возрастные периоды
МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2»
Раздел «Моя семья» подготовительная группа
Фамилия, имя ребенка___
№ критерии Начало года Конец года
1 Имеет представление о том, что такое родословная.
2 Понимает родственные отношения: дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.
При реализации программы педагоги используют метод проектирования.
Раздел: «Моя семья»
Проект «Я и моя семья» - долгосрочный. В нем участвуют родители и дети. Работа проводится во всех возрастных группах. В ходе проекта у детей расширяются представления о профессиях своих родителей, о значимости их труда, о том, чем увлекаются родители их сверстников, о традициях семьи, спортивных и трудовых достижениях взрослых.
В результате проведенных мероприятий возрастает авторитет родителей в глазах ребенка, меняется представление о статусе семьи.
С увлечением дети и родители принимают а участие в конкурсах на лучшее генеалогическое древо, моделируют герб семьи, участвуют в творческих мероприятиях детского сада.
В рамках проекта по разделу «Моя малая родина» был проведен подпроект «Все работы хороши…», где дети познакомились с градообразующими предприятиями села, социальными образовательными и культурными организациями села, с людьми, которые работают в них, а так же с различными профессиями.
Интересными были встречи с работниками МЧС, сотрудниками музея Курганской сельхозакадемии, творческим коллективом дома культуры, фельдшером ФАП и т. д.
Интересно и содержательно прошел проект о ветеранах труда села Лесниково, проведенный в старшей, подготовительной группах. Для детей стало открытием, что их соседи, знакомые бабушки и дедушки, награждены медалями и орденами, и являются почетными жителями села.
Проект «Природа Зауралья» реализует один из разделов краеведческой программы детского сада. Он направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей.
Участие родителей и детей в проекте дает возможность восхищаться природой своей малой родины, позволяет прогнозировать разрушительные изменения в природе от негативного воздействия человека (мусор в лесу-уходят животные, сломал ветку – погибнет дерево, погибли птицы – появились вредные насекомые).
В рамках данного проекта дети при поддержке родителей и педагогов учатся оберегать окружающую природу, посильным трудом украшать то место, где мы живем, и считаем своей малой родиной. Дети участвуют в акции «Птичья столовая», «Дом для скворца», в подпроектах «Цветы на клумбе», «Огород на окне», «Овощи на грядке». В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.
В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.
Акция «Посади дерево» была посвящена героям ВОВ и 70 летию Победы. На территории детского сада дети, родители и сотрудники посадили аллею декоративных кустарников.
В течение года в нашем детском саду проходил проект «Мы помним. Мы гордимся».
В ходе этой работы дети узнали от родителей о судьбах героев, о тех, кто принимал участие в сражениях, о тех, кто работал на Победу в тылу, о тех, кто получил боевые награды. В память о защитниках родины сотрудниками детского сада совместно с родителями и детьми в нашем детском саду создана «Книга памяти», в которой собраны фотографии, рассказы о родственниках, принимавших участие в ВОВ.
Воспитатели и дети приняли участие в районном конкурсе на лучшее поздравление ветеранов «Вам из другого поколения», подарив ветеранам «Живую» открытку, в которой дошкольники говорили о том, какой они представляют войну и героев войны.
Интерес и эмоциональный отклик остался у детей от встречи с ветеранами и тружениками тыла. В рамках проекта дети посетили сельскую библиотеку, музей боевой славы, пансионат для ветеранов. На этих встречах увидели письма, медали участников войны, слушали рассказы ветеранов о нелегкой доле, выпавшей на плечи того времени, подарили ветеранам открытки, сделанные своими руками.
Кульминацией проекта стал творческий вечер с приглашением тружеников тыла, детей войны. Для ветеранов был организован концерт, в котором принимали участие дети, родители, сотрудники детского сада.
Интерес родителей и детей к краеведению позволяет расширить границы проектной деятельности, интегрировать содержание материала программы по познавательному развитию в другие образовательные области (художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, тем самым повысить качество образовательного процесса. А самое главное у детей повышается интерес к изучению истории родного края, чувство гордости за свою страну, что непосредственно приведет к восстановлению духовности и формированию основ нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Академик Д. С. Лихачев говорил:
«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Литература
1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
2. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.
3. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004. – 80 с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2005. – 72 с.
5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
6. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.
7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.