Наталья Просвиркина
Педсовет «Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью развития познавательной сферы через ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. "Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений
Цель :
• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Педсовет „Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью развития познавательной сферы через ФЭМП“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – деловая игра
1. Вступительное слово ведущего:
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
В рамках реализации математической концепции в дошкольном образовании ведущим направлением является - создание условий (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Как подчеркивает российский ученый Т. Д. Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
• обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
• мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
• развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
• формирование навыков и умений учебной деятельности.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Начнем «деловую игру» с выбора членов жюри….
Оценка конкурсов проводится по 5 балльной системе.
1 задание: Представление команд. Домашнее задание.
Оценка конкурса: максимум – 5 баллов
Критерии оценки:
• Эстетика оформления выступления;
• Актуальность
• Краткость;
• Доступность – понятность в восприятии информации
• Соответствие теме.
Каждому участнику предлагается прописать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы)
2 станция: “Разминка”
Каждой команде предлагается решить 3 задания.
Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т. е. макс 3б.
1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
4. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП
5. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?
6. Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?
3 станция: “Информационная”
Домашнее задание
Савина Н. В. «Развитие математических представлений через дидактическую игру»
Колесникова С. В. «Нестандартное оборудование по сенсорному развитию»
4 станция: “Аналитическая”
Выступление ведущего: отчет по тематической проверке (результаты, анализ анкет педагогов, анализ документации по математике, анализ анкет родителей)
5. Станция: “Практическая”
Командам предлагается план – конспект занятия дошкольников.
Задание командам:
1. Определить возрастную группу;
2. Составить программное содержание к занятию;
3. Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);
4. Продумать демонстрационный и раздаточный материал к занятию
5. Предложить элементы интеграции с другими видами деятельности (физическая культура, музыкальное воспитание)
Оценка конкурса:
• Если все пункты выполнены правильно и должным образом – 5 б.
• Проявление творчества – 1б.
• Максимум за конкурс – 6 б.
1 команда
2. Беседа.
- Посмотрите, какие замечательные у меня детки!
А можете рассказать какие они? (ответы детей о форме пуговиц, размеру, цвету)
-А зачем они нужны? (ответы детей)
- Кто может показать, как застегивать пуговицы? (в коробочке находится одежда для кукол на пуговицах).
- Молодцы ребята! А знаете – это не всё, для чего нужны мои детки – пуговки! Они еще могут быть украшением!
3. Анализ образца.
- Чтобы узнать украшением чего могут быть пуговицы, отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- А что же это за рубашки?
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)
- Посмотрите, какое дерево получилось у меня.
- А как вы думаете, почему я приготовила именно такое дерево? (ответы детей).
- Потому что на дворе осень, и мне захотелось сохранить красоту осеннего дерева.
- Что я использовала для работы? (ответы детей)
- Вы тоже можете сделать такое осеннее дерево. Что нам для этого нужно?
2 команда
1. Основная часть.
1) Д. И. «Собери пазл»
Возьмите, пожалуйста, коробочку, которая вам понравилась.
Я – самолетик маленький,
Еще я не летаю.
И на асфальте во дворе,
Со мной Денис играет.
Мечтает он стать летчиком,
А я – летать как птица.
И, значит, нужно нам расти,
И нужно нам учиться.
Когда Дениска подрастет,
И стану я большим,
Мечты все наши сбудутся,
И в небо мы взлетим. (Александр Бороздин)
Соберите, пожалуйста, из этих деталей самолет.
Какие элементы необходимы?
Некоторых деталей не хватает. Как быть? Посмотрю в своей сумочке, может еще найду что-то. (коробочка с пуговками)
Может, помогут пуговицы.
(собирают на столе самолет из тканевых деталей и пуговиц)
Демонстрация образца (слайд)
2) Анализ образца, поэтапное выполнение (слайд)
3) Инструктаж по выполнению работы, ТБ.
2. Самостоятельная работа детей.
(индивидуальная помощь детям)
6. Станция: “Мудрил-ка”
Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.
Оценка конкурса: максимум 2б.
Критерии:
• Точность и правильность ответа
• Полнота ответа.
1-й команде
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
2-я команда:
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
2. Какие ошибки были допущены воспитателем?
3. Как нужно правильно организовать это занятие?
7. Станция: “Ромашково”
Участникам предлагается на листочке ромашки написать, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше, т. е. решение проблемы, обозначенной в начале игры.
Подведение итогов деловой игры. Слово жюри.
8. Станция “Конечная”
Принятие решение педагогического совета.
Проект решения:
1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с требованиями ФГОС, математической концепцией
2. Провести смотр-конкурс уголков “Занимательной математики” среди родителей
4. Включать в планы совместной деятельности развлечения с использованием ЭМП
Используемая литература.
1. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 1998.
2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей дет. Сада. М., “Просвещение”, 1977.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 3 –е изд., испр и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
5. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод. Пособие /Аторы – сост. Н. В. Микляева, Л. Р. Болотина, Ф. С. Гайнуллова и др. – М. : Айрис- пресс, 2007.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1991.