Елена Гунякова
Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, социокультурная среда, сам ребенок. Назрела необходимость и в существенном изменении формы организации образовательной деятельности. Сегодня дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель : развитие ребенка как личности. Этому требованию полностью соответствует интерактивная методика обучения.
Темочки:
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии ребёнка с образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности детей в процессе обучения. Место воспитателя на интерактивных занятиях сводится к направлению детской деятельности на достижение целей занятия. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребёнок изучает материал).
Задачами интерактивных форм обучения являются :
•пробуждение у детей интереса;
•эффективное усвоение материала;
•самостоятельный поиск детьми путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
•установление воздействия между детьми, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства
Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие интерактивные формы :
Круглый стол
Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
Деловые и ролевые игры (может быть использована как отдельная форма организации работы с детьми, так и в качестве одного из методов)
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
Интерактивная экскурсия
Социально-педагогический тренинг
Это ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», диалоги, групповое обсуждение, видеоконференция, фокус-группа и д. р., которые можно использовать в процессе образовательной деятельности.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты. В проведении дискуссии используются различные организационные методики.
Методика «вопрос – ответ». Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Мозговой штурм - это:
•новаторский метод решения проблем;
•максимум идей за короткий отрезок времени;
•расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
•отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
•это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы, получить лучшую идею, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т. д., распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Воспитатель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Также дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. В процессе игры намного легче усваивать и закреплять материал. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
С целью преодоления классического дефекта общения детей с ОВЗ, обучения активному взаимодействию со сверстниками в процессе поиска возможностей, педагоги ДОУ включают в образовательный процесс инновационную технологию «фото-кейс». С большим интересом дети анализируют и решают проблемные ситуации: «Как помочь зимующим птицам?», «Старая книга», «Не играйте у дороги» и др. С помощью этой технологии у детей развивается способность прорабатывать различные проблемы и находить их решения, т. е. дети учатся работать с информацией. Положительным результатами использования технологии «фото-кейс» являются:
Формирование у детей навыков работы в команде
Умение вести диалог со взрослыми, сверстниками
Умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях
Приобщение детей к ценностям и нормам общества
Самостоятельное, без помощи взрослого, применение полученных знаний в реальной жизни.
Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой воспитанники воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т. д.) и непосредственного ознакомления с ними.
Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность образовательной деятельности. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, парк, музей, и т. д.
Ярким примером может служить виртуальная экскурсия по городу Тольятти. Когда у детей в игровой форме будут закрепляться представления о родном городе Тольятти, знания о культурном наследии своей малой родины.
Это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока:
•дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);
•игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.);
•сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).
В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:
•познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;
•эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;
•поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.
Социально-педагогические тренинги могут иметь различные цели: расширение чувственного опыта детей, преодоление застенчивости, повышение самооценки, развитие навыков эффективного общения, умения отвечать за свои действия, навыки работы в группе,к оррекция эмоционально-неуравновешенного поведения детей, снятие агрессии, развитие актерских способностей и т. д.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов и приёмов, среди которых можно выделить следующие:
творческие задания;
работа в малых группах;
метод портфолио;
метод проектов;
информационно-компьютерные технологии
метод «Кластеры»
метод «Синквейн»
интерактивные игры и другие
Под творческими заданиями понимаются такие игровые задания, которые требуют от ребёнка не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая воспитателя.
Работа в малых группах— это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию какой-либо отдельной темы или периода образовательной деятельности. Ребёнок при активной помощи взрослого (родителя) самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка может формироваться на сайте ДОУ.
Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.
В данном методе дети : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Метод «Кластеры»
Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Метод «Синквейн»
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы)
Интерактивные игры - это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получили возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель — воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.