Лариса Камнева
«Путешествие по сказкам». Конспект НОД в старшей специальной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 23 г. о. Харцызск» ДНР
Тема: «Путешествие по сказкам».
Цель: использование инновационных технологий для формирования выразительности речи, социализации и адаптации детей со зрительной патологией, развития мышления, воображения по мотивам сказок.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
• формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
• обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
• подготавливать к обучению в школе.
Коррекционно-развивающие:
• развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
• развивать сохранные анализаторы;
• развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
• развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
• интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное», «Речевое раз-витие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Предварительная работа: повторение сказок, пословиц, просмотр мультфильмов, рассмат-ривание иллюстраций, пересказ сказок, игры – драматизации, разучивание чистоговорок.
Оборудование: карта «Путешествие по сказкам», игровое поле «Дом сказок», дорожки-решётки, воздушный пластилин, дощечки для лепки, метёлки, стаканы с водой, мел и материал полинетрит, миски, многофункциональное пособие «вертушка» для проведения здоровьесберегающих технологий, деревянные шары на цветных шнурках.
Ход НОД:
1. Организационный момент (оздоровительная минутка). Дети входят и встают в круг.
- Ребята, можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим? Ответы детей.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь всем присутствующим взрослым, посылая мысленно во все стороны от себя улыбку.
Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу? Ответы детей.
Если на солнышко – то настроение, какое? Дети: Солнечное.
Хорошо, что у вас солнечное настроение. Разрешите пригласить вас на прогулку. Прогулка эта не простая…:
Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
- Ребята, любите ли вы сказки? (Ответы детей)
Да, я знаю, вы слушаете их, а некоторые и читают их с наслаждением. Сегодня мы вам хотим предложить отправиться в путешествие по стране сказок. А чтобы отправиться в путешествие нам надо сказать волшебные слова.
Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В сказку мы хотим попасть. (кружатся вокруг себя)
II. Основная часть.
Логопед: Посмотрите, что это такое, как вы думаете?
Дети: Клеточное поле.
Логопед: Сегодня в гости к вам пришла Клеточка из школьной тетради.
Вспомните, как расположены клетки на клеточном поле.
Дети: Слева направо – в ряд.
Дети считают и отвечают: Четыре ряда и четыре столбика.
Логопед: Нас Клеточка приглашает в мир Сказок. В каждой клетке живет сказка. И что бы туда попасть нужно, знать точный адрес.
В некотором царстве в некотором государстве жил-был один король. Дети его давно выросли и разъехались, а королева настолько увлеклась разведением цветов, что совсем позабыла о своих королевских обязанностях. Вспоминая былые времена, государь частенько заглядывал в семейный альбом, перелистывал любимые сказки своих детей. И через время так увлекся чтением, что уже и дня без этого занятия не представлял. А вечерами король собирал своих придворных и загадывал им свои загадки. Попробуйте и вы их отгадать.
Адрес первой сказки: второй ряд, третий столбик. Найдите ее. (Дети находят).
Логопед: В этой книжке именины,
Много в ней гостей.
А на этих именинах,
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Рыцарь голову срубил (сказка «Муха – Цокотуха»)
Упражнение на дыхание «Дуем на чай».
Словарная работа.
- Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?
- Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? – яблочное,
Из вишни? - вишневое,
Из слив? - сливовое,
Из смородины? - смородиновое
Из абрикос? - абрикосовое
- А какое ваше любимое варенье?
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Чашечка».
Логопед: Подойдите к доске. Давайте посмотрим, какую сказку приготовила для нас Клеточка. Ее адрес: четвертый ряд второй столбик. Найдите ее.
Логопед: А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! (Сказка «Кошкин дом»)
Логопед: Ребята, а как вы думаете, Кошка накрыла стол к приходу гостей?
Дети: Да.
Игра «Что для чего?»
Логопед: Интересно, куда Кошка положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Сахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Пальчиковая гимнастика с решётками
Мы строим дом, мы строим дом
Смотрите: стены, крыша
Мы строим дом, мы строим дом
Пусть все об этом слышат
Мы строим дом, мы строим дом
Он будет очень нужным.
Мы строим дом, мы строим дом
Он будет очень дружный.
Логопед: Назовите адрес следующей сказки, которую предлагает нам Клеточка.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Логопед: Назовите в каких сказках есть заяц?
Дети: («Заюшкина избушка», «Заяц-хваста», «Колобок», «Мешок яблок», «Теремок»)
Словесная игра «Летающие шарики» (ребенок отвечает и дует на шарик)
• Летом зайцу тепло, а зимой зайцу. холодно.
• Летом заяц сытый, а зимой заяц. голодный.
• Летом заяц серый, а зимой заяц. белый.
• Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по. снегу.
• Заяц был трусливый, а стал. храбрый.
• Заяц бежал медленно, а потом побежал. быстро.
• Ворона ругала зайца, а потом стала его. хвалить
Логопед: Назовите адрес следующей сказки, которую предлагает нам Клеточка (показываю на квадрат в третьем ряду втором столбике).
Сказка «Снегурочка»
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Сказка «Снегурочка»)
Экспериментальная деятельность «Снег»:
Для проведения эксперимента необходимо: 6 мисок, 6 стаканов воды, набивка из подгузника - полиакрилат натрия. Дети в миску с полиакрилатом натрия наливают воду и перемешивают руками. Через некоторое время вода превратилась в гель. Потом, полученный снег, выкладывают на лист бумаги А-3, берут метёлочки и разметают «заснеженные дорожки».
III. Заключительная часть.
Логопед: Незаметно пролетело
Время в сказочном лесу.
Пусть пытался злой волшебник
Все попутать, навредить,
Но мы знали, что нам делать,
Но мы знали, как нам быть.
Скажем сказке: – До свидания!
Будем ждать мы новой встречи,
Новых сказочных чудес!
Такими сказочными героями вам хотелось бы повстречаться в сле-дующий раз? Ответы детей
Логопед: Что нового вы узнали во время наших игр?
Что, придя, домой расскажите маме и папе?
Кто сегодня вам понравился? Почему?
В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз? Спасибо вам ребята.