Татьяна Иванова
Педсовет «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию основ безопасности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию основ безопасности воспитанников»
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ по организации образовательного процесса по формированию безопасного поведения.
Повестка:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета. – Иванова Т. В.
2. Актуальность темы. –Сепп М. А.
3. Блиц-опрос «Знатоки правил безопасности». – Иванова Т. В.
Публикация «Педсовет „Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию основ безопасности воспитанников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
4. Вспомнить сказки, где герои нарушили правила безопасности и распределить по группам безопасности. –Иванова Т. В.
5. Подведение итогов конкурса безопасности. –Иванова Т. В.
6. Копилка педагогических идей. (презентации проектов) – воспитатели.
7. Анализ тематического контроля. –Иванова Т. В.
8. Подведение итогов педсовета. –заведующая.
Педагоги делятся на 3-4 команды (по цвету).
Выбор жюри.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги.
Я рада вас всех видеть здесь.
Слайд 2. Тема нашего педсовета ««Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию основ безопасности воспитанников». Давайте сейчас немного вспомним об этом направлении работы с детьми дошкольного возраста.
Вступительное слово. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах.
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Слайд 3. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой и наоборот. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Отмечено, что в последнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вес себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Детский сад ведёт большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. Педсовет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений методических проблем и обобщение опыта коллег.
Все мы знаем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сегодня мы тоже будем через деловую игру искать эффективные методы и приёмы, чтобы воспитание и образование по основам безопасности и жизнедеятельности детей было не только обучающим, но и развивающим.
Слайд 4. Турнир эрудитов.
- Итак, что такое ОБЖ? (основы безопасности жизнедеятельности).
- К какой образовательной области относится ОБЖ? (социально-коммуникативное развитие).
- Сколько направлений включает в себя программа по безопасности жизнедеятельности Стеркиной? Перечислите.
6 разделов:
1 раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
2 раздел. Ребёнок и природа.
3 раздел. Ребёнок дома.
4 раздел. Здоровье.
5 раздел. Ребёнок на улицах города.
6 раздел. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Слайд 5-7. Вопрос-ответ. Назовите, к какой возрастной группе относится задача по ОБЖ?
- Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). (2 младшая группа).
- Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». (средняя группа)
- Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». (1 младшая группа).
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. (подг. гр.)
- Формировать понятия : «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». (средняя группа).
- Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. (2 младшая группа).
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. (старшая группа)
- Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. (1 младшая группа)
- Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. (подготовительная группа)
Слайд 8. Знатоки правил безопасности.
- Опишите, что включает в себя раздел:
1 команда: «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
«Здоровье ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
2 команда: «Ребенок и природа». Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
«Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
3 команда: «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
«Эмоциональное благополучие ребенка» - Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Слайд 9. -Какие методические приемы используете при работе по ОБЖ. Работа в командах.
Ответы.
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
4. Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо. Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности.
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Можно использовать такие дидактически игры: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др.
7. Занятия.
8. Беседы.
9. Драматизация произведений.
10. Продуктивная деятельность.
11. Целевая прогулка, экскурсия.
12. Досуги.
13. Опытно-исследовательская деятельность.
14. Просмотр презентаций, видео.
Слайд 10. Сказка ложь, да в ней намек.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Вспомните сказки, содержащие примеры нарушения правил безопасного поведения.
Сказки: волк и 7 козлят, красная Шапочка, Маша и медведь, Дядя Степа-милиционер, Дядя Степа, Кот, петух и лиса; Приключения Буратино; Колобок; Гуси-лебеди; Спящая красавица; Кошкин дом; 3 медведя; Рассказ о неизвестном герое; Теремок; 3 поросенка; Путаница; Снегурушка и лиса; Заюшкина избушка; Снежная королева; Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях; Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Золушка.
Соотнесите по группам безопасности :
- опасные контакты с незнакомцем
- один дома
- пожарная, дорожная безопасность
Слайд 11. Слово жюри. Подведение итогов «Лучшая команда знатоков безопасности».
Слайд 12. Парад воплощенных идей.
Было просмотрено занятие в старшей группе № 10. Воспитатель Левашова М. В. практически все педагоги присутствовали на занятии. Проведем с вами небольшой анализ занятия. Анализ занятия показал следующее: педагог способен творчески использовать конспект занятия. Грамотный подбор демонстрационного и раздаточного материала,ТСО, рациональное его размещение позволило достичь основных целей занятия. Была проведена большая подготовительная работа с детьми. Усвоение новых знаний происходило с опорой на имеющиеся. Игровая мотивация позволила сохранять интерес детей к деятельности на протяжении всего занятия. Смена деятельности детей присутствовала: за столами, работа у доски, выполнение заданий педагога. Кроме этого, широко использовалось музыкальное сопровождение, физминутки.
Работа по занятию.
-Вспомнить приемы и методы, которые использовала воспитатель на открытом занятии.
- Набросайте задачи, которые воспитатель решала на открытом занятии.
- Перечислите виды деятельности, которые вы увидели на занятии.
Презентация проектов по ОБЖ воспитателями.
Слайд 13, 14. Анализ тематического контроля. Результаты смотра-конкурса уголков безопасности.
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ, в период с 14 ноября по 23 ноября 2016 г. была проведена тематическая проверка «Состояние работы по ОБЖ в ДОУ».
Объекты анализа:
1. Перспективное и календарное планирование по образовательной области «Безопасность»
2. Уровень знаний, умений и навыков детей по образовательной области «Безопасность».
3. Работа с родителями по образовательной области «Безопасность»
4. Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Безопасность»
5. Оценка профессионального мастерства воспитателей.
1. Планирование работы.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей разработаны перспективные планы работы для всех возрастных групп по образовательной области «Безопасность», разработаны на учебный год для решения программных образовательных задач в рамках не только непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных процессах. В своей работе педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей в способах подачи материала и применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время проведения НОД. Таким образом, не каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности.
Работа по безопасности осуществляется в рамках разных разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Систематически планируются дидактические игры, настольно-печатные игры, беседы.
Но вместе с тем перспективные планы требуют, доработки: не все разделы отражены в перспективном плане, не расписаны приемы работы с детьми. Поэтому необходимо дополнить работу в планах. На следующей неделе проверю планы на 2 недели декабря в соответствии с теми рекомендациями, которые были даны. В планах учесть мероприятия по пожарной безопасности на декабрь, т. к. идет месячник безопасности.
2. Уровень знаний, умений и навыков детей по образовательной области «Безопасность».
Анализ ЗУН детей показал, что они соответствуют программным требованиям, дети проявляют интерес к самостоятельной деятельности, активно отвечают на вопросы, имеет место проявление творчества, отражение в игровой и художественно- речевой деятельности. Дети используют полученные знания в играх и в повседневной жизни. Анализ знаний детей по ОБЖ показал, что дети имеют элементарные представления по обеспечению безопасности жизни и здоровья. Владеют знаниями по правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Наблюдается положительная динамика в овладении детьми элементарными представлениями по ОБЖ.
3. Работа с родителями по образовательной области «Безопасность»
В группах выпущены буклеты, памятки по безопасности на дорогах, группах «Пожарной безопасности», в быту, антитеррористической безопасности, в природе. В уголках для родителей достаточно информации по данной теме (консультации, подборки игр и игровых упражнений).
Педагоги используют разнообразные формы работы с родителями по ОБЖ: собрания, совместные мероприятия, показ театра, консультации, анкетирование, папки-передвижки, газеты и т. д.
4. Профмастерство педагогов.
Проведенное интегрированное занятие имеет насыщенную структуру и способствует развитию познавательного интереса дошкольников. Предложенные педагогами формы взаимодействия позволили проявить детям личностные качества, навыки взаимодействия, а также индивидуальные знания. Используемые методы и приемы способствовали решению проблемных ситуаций, поиску возможных вариантов, проявлению творческой инициативы воспитанников. Но педагоги не всегда готовы к занятию: нет наглядности, не продуманы приемы работы.
5. Организация предметно-развивающей среды по разделу «Безопасность» : были подведены итоги конкурса «Лучший уголок безопасности», в котором приняли участие воспитатели всех групп. В ходе проведения конкурса оценивалось содержание уголка безопасности в соответствии с возрастными особенностями. Во всех группах имеются центры по безопасности. Они находятся в доступном для детей месте. Все группы представили изготовленные макеты по дорожному движению с большим количеством моделей транспорта, дорожных знаков, светофоров.
Во всех группах имеется подбор необходимого методического материала, достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Собран необходимый материал, методические пособия, иллюстрации, загадки, стихи, рассказы, примерные конспекты занятий, которые используются в соответствии с конкретными педагогическими задачами. В группах имеются атрибуты к сюжетно-ролевой игре по ПДД: жезлы, светофоры. Но недостаточно нагрудных знаков для сюжетно-ролевых игр.
В группе № 2 содержание центра частично соответствует требованиям возрастной группы.
Уголки безопасности актуально, ярки, в полном объёме и интересно оформлены в группах № 7, № 10, № 4, № 3, которые стали победителями конкурса «Лучший уголок безопасности».
Педагоги большое внимание уделяют совместному творчеству детей и воспитателей. В группе № 7 представлены коллективные работы, в группе № 8 –газета.
Слайд 15. Рефлексия. У меня в корзинке лежат квадраты розового и фиолетового цветов. Вы должны выбрать соответствующий цвет: розовый - если вам интересно было и понятно на педагогическом совете; фиолетовый – если вам не интересно было и не понятно.
Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго!
Выработка решений педсовета
1. Систематизировать материал в уголках безопасности в соответствии с возрастом детей.
Срок: март 2017г., отв. : воспитатели
2. Пополнить уголки безопасности методической и художественной литературой.
Срок: в течение года, отв. : воспитатели
3. Разнообразить приемы работы с воспитанниками по ОБЖ путем внедрения ИКТ в процесс обучения.
Срок: в течение года,
4. Разработать памятки для воспитателей по организации и проведению занятий.
Срок: до 01.12.2016г.,
5. Активизировать работу по выявлению и распространению инновационного опыта педагогов через открытые занятия, гостевой обмен опыта.
Срок: в течение года, отв. : Иванова Т. В.
6. Перспективные планы по ОБЖ составлять в соответствии с основной и адаптированной основной образовательных программ, включая все разделы ОБЖ.
Срок: в течение года, отв. : воспитатели
7. Признать положительным опыт воспитателя Меркулововй Н. А. и продолжить разработку системы диагностики по правилам безопасности.
Срок: до апреля 2017г.,
8. Активно включать в систему работы по ОБЖ специалистов ДОУ (логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре).
Срок: в течение года, отв. Иванова Т. В.
Слайд 16. Подведение итогов педсовета.
Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!