МААМ-картинки

Педсовет по теме «Музейная педагогика в развитии дошкольников»

Эльвира Шабанова
Педсовет по теме «Музейная педагогика в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма проведения: педагогический аукцион.

Место проведения: детский сад «Солнышко» - СП МОУ «Общеобразовательная Киземская средняя школа».

Адрес: п. Кизема Устьянского района, ул. Некрасова, 2

Повестка дня:

1. Презентация «Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников».

Старший воспитатель Шабанова Э. Д.

Публикация «Педсовет по теме „Музейная педагогика в развитии дошкольников“» размещена в разделах

2. Аукцион педагогических идей по теме «Использование игр музейного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми».

- «Ящик ощущений»- Кошелева А. В. – подг. гр

- «Бродилки»- Ковязина И. Вас. – средняя гр.

- «Кольца Луллия»- Котова Л. М. - старшая гр.

- «Солнышко»- Попова С. В. – 2 младшая гр.

- «Разноцветные прищепки»- Вахонина Г. Н. – 1 младшая гр.

3. Результаты диагностической викторины «Друзья музея» в старшей и подготовительной группе.

Старший воспитатель Шабанова Э. Д.

1.

Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников.

Наше время более изменчиво, более текучее, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут привести к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. В этих условиях огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они не должны бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему.

На стыке тысячелетий активизировалась педагогическая работа по развитию креативности, творческого мышления. Создаются условия для развития творческих способностей, разрабатываются учебные программы, обогащается предметная среда.

Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер). Н. С. Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является высшим проявлением активности человека. Американский психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности - «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Критерием творчества по Фромму является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую личность.

В. А. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное, умение видеть несоответствие, чувство нового.

Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных важных занятий, а затем в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить «потребность» - это значит «Завести» механизм формирования способностей. Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать - эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности.

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работе в любой области науки и производства.

В этом учебном году мы апробировали такую форму познавательной деятельности, как коллекционирование. Нас заинтересовал вопрос, какие педагогические задачи решаются в данном направлении работы? Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная, действенно - практическая, которые на наш взгляд, интенсивно развиваются в процессе коллекционирования.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам)

В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.

В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.

Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку.

Результаты анкетирования, проведенного с целью изучения отношения родителей к этому виду познавательной деятельности показали, что большинство из них позитивно относятся к коллекционированию, 30% от общего количества опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием, 100% поощряют увлечение ребенка. Показателем результативности проделанной работы можно считать активное деятельное участие в организации мини-музеев и пополнение коллекций, которые воспитатели собирают вместе с детьми в группах. Опыт работы показал, что даже у детей младших групп отмечается стойкий интерес к коллекции игрушек. Так, в 1 младшей группе был оформлен мини-музей кукол, собраны коллекции пупсов, народных кукол, кукол советского периода, кукол Барби. В этом возрасте только от воспитателя зависит степень устойчивости познавательных интересов. Педагог включает персонажи в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность. Во 2 младшей группе была собрана коллекция ложек (деревянные, пластмассовые, металлические, столовые, чайные, десертные, что позволило классифицировать предметы по назначению и материалам. В этой же группе с помощью родителей появилась коллекция предметов старинного быта. В средней группе педагог показала на примере создания коллекции домов эволюцию жилища человека, начиная с пещеры, хижины, замков, крепостей, деревянной избы до современного дома. В этой коллекции широко использовались макеты, изготовленные руками воспитателя, родителей и детские работы.

В старшей группе воспитатель смогла увлечь детей часами. В мини-музее собралось до 40 экспонатов: коллекция наручных часов, настенных, будильники, часы-украшения. В подготовительной группе в музее Гнома-эконома поселились коллекции монет и денежных знаков-заменителей и копилок. Здесь же можно было почеканить монеты на «монетном дворе». В этой же группе функционировал музей огня, где можно было познакомиться с коллекциями подсвечников, свечей, проследить историю огня, начиная с лучины до современных светильников. Достоинство работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями по математике, изодеятельности, ознакомлению с окружающим, экологии.

Т. О, проводимая педагогами работа способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

2. АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Цель: обобщить опыт работы педагогов д/с «Солнышко» СП МОУ «Общеобразовательная Киземская средняя школа» по теме «Музейная педагогика в развитии дошкольников»

Ход аукциона:

Ведущий:

Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим аукцион педагогических идей.

Аукцион- это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.

Представляю вашему вниманию:

• ведущий аукциона - старший воспитатель

• аукционист- руководитель детского сада

• аукционеры- педагоги и гости детского сада

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену.

(Звонит в колокольчик)

Аукционист:

Аукцион открыт! (стук молотка)

Объявляются торги педагогическими идеями. Они будут проходить следующим образом:

у каждого из вас имеются купоны, выигрывает то пособие, за которое вы отдадите наибольшее количество купонов. Ориентируйтесь на педагогическую ценность игр.

Ведущий:

Тема торгов «Использование игр музейного содержание в воспитательно-образовательной работе с детьми»

Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

1. «Ящик ощущений»

2. «Бродилки»

3. «Кольца Луллия»

4. «Солнышко»

5. «Разноцветные прищепки»

6. «Использование традиционных игр»

Проводится игра «Комплименты»

Ведущий:

Посмотрите направо, посмотрите налево. Заметили ли вы, какие рядом с вами обаятельные и привлекательные дамы. Давайте сделаем друг другу комплименты

(Передавая цветок соседу справа, участники аукциона делают друг другу комплименты.)

Ведущий:

Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки и вас у всех хорошее настроение.

Аукционист:

Я представляю вашему вниманию лот №1 «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ»

Воспитатель подготовительной группы:

«Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять любую картонную коробку. Хорошо, если крышка легко открывается - через нее вы будете помещать предметы внутрь. В нашей группе используется вариант ящика с боковой поднимающейся крышкой. Такой ящик позволяет детям видеть, что лежит внутри. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляются рукава. Ящик можно украсить разными съемными картинками в зависимости от тематики мини-музея или обшить красивой тканью. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей - определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини- музей. Если в ящике лежит глина, дети отправляются в мини-музей «Глиняная игрушка», если кусочек коры - в мини-музей «Природа северного леса», веретено - «Предметы старинного быта».

Ведущий:

Итак, на продажу выставляется лот №1 «Ящик ощущений». Стартовая цена- 1 купон. Вместе с лотом на продажу выставляются методические рекомендации по применению пособия.

Ведущий:

Представляем вашему вниманию лот №2. Игра «БРОДИЛКИ»

Воспитатель:

Для этой игры требуется большое полотно (поле, на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки - разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один- два хода назад или вперед, разрешение сделать дополнительный ход. Игра изготовлена самостоятельно. По теме музея подобран плакат «Животные холодных стран». Вместе с детьми определяется, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет - вспомнить животное, которое обитает на Севере, зеленый – отгадать загадку (для старших дошкольников – составить описательный рассказ, желтый – изобразить животное с помощью пантомимы. Если ребенок затрудняется выполнить задание,

он может пропустить один ход, либо отдать фант, который после окончания игры нужно выкупить, выполняя забавные задания. К игре прилагается комплект карточек с загадками. Такую игру можно выполнить по любой теме музея. Предлагаю поиграть.

(Проводится игра «Бродилки»).

Ведущий:

Итак, на продажу выставляется лот№2- игра «БРОДИЛКИ». Стартовая цена -1 купон.

Вместе с лотом продаются практические материалы: комплект загадок и картинок по теме музея.

Ведущий:

Следующим на продажу выставляется лот№3 игра «СОЛНЫШКО». Стартовая цена- 1 купон.

Воспитатель:

Для игры потребуется набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточки-задания представляют собой круг, разделенный на 8 секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему мини-музея. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, тема музея «Лошадка быстроногая»- значит, в центре изображена лошадь. Ребенок должен найти на картинках в секторах то, что связано с темой игры, несколько же картинок не относятся к данной теме. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, желтыми прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Круг с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожим на солнышко. (Игра демонстрируется).

Ведущий:

И так, на продажу выставляется лот№3 – игра «СОЛНЫШКО». Стартовая цена - 1 купон.

Ведущий:

Следующий лот№4 игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ». Стартовая цена- 1 купон.

Воспитатель:

Предлагаю пособие «Разноцветные прищепки» по музейной теме «Транспорт». Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Эти картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и помечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки- задания.

Ведущий:

И так, данный лот выставляется на продажу. Стартовая цена -1 купон.

Ведущий:

Предлагаю вашему вниманию следующий лот № 5- игра «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ». Стартовая цена- 1 купон.

Воспитатель:

В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия»- это что- то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в играх с малышами. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для изготовления пособия берутся два прямоугольных куска оргалита (подробное описание пособия дается в книге Н. А. Рыжовой «Мини- музей в детском саду»

Предлагаю методические рекомендации по построению системы работы с кругами:

• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги

• Для работы с детьми 4 года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5 года жизни используются 2-3 круга (4-6 секторов на каждом)

• Дети 7 года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Игры с кругами целесообразно проводить для закрепления музейных понятий.

• Тренинг игровых упражнений с кольцами Луллия должен состоять из 2 частей:

1. уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание)

2. упражнения на развитие воображения (фантастическое задание)

(проводится игра)

Ведущий:

И так, данный лот №5 «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» выставляется на продажу. Вместе с лотом

продаются методические рекомендации по построению системы тренингов по всем возрастам, список рекомендуемой литературы.

Ведущий:

Предлагаю подвести итоги аукциона педагогических идей. Самым покупаемым лотом стал лот «Кольца Луллия», а также вы имели возможность приобрести понравившийся вам лот с практическими приложениями.

Аукционист:

Аукцион закрыт (стук молотка).

3.

Диагностическая викторина «Друзья музея»

1. Что такое музей?

2. Какие правила поведения в музее вы знаете?

3. Кто проводит в музее экскурсии?

4. Как назвать одним словом музейные предметы?

5. Для чего нужны музеи?

6. Какие бывают музеи?

7. Какие музеи вы хотели бы создать в группе?

8. Что такое коллекция?

9. Какие коллекции можно собирать?

10. Какие коллекции собираете в группе?

11. Есть ли коллекции у вас дома?

Обработка результатов:

Высокий - дети знают, что такое музей и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания.

Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные.

Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить музейные предметы.

Низкий уровень – дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее; не могут перечислить музейные предметы.

Литература: Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре»

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА

1. Продолжать расширять кругозор дошкольников игровыми средствами музейной педагогики, развивать творческое и логическое мышление, воображение.

Срок: постоянно.

Отв. педколлектив д/с.

2. Организовать «День открытых дверей» во всех возрастных группах

С целью пропаганды инновационного опыта ДОУ по музейной педагогике среди родителей и педагогов Киземского школьного округа.

Срок: 11 декабря 2009г.

Отв: ст. воспитатель, воспитатели групп.

ЛИТЕРАТУРА: 1. «Справочник старшего воспитателя ДОУ» - №10-2008

2. Н. А. Рыжова «Мини-музеи в детском саду»

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет по теме «Музейная педагогика в развитии дошкольников»
Опубликовано: 24 августа 2013 в 23:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет по теме «Музейная педагогика в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Шабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД