МАРИЯ СОЛОМАХИНА
Педсовет «Ознакомление детей с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей
с художественной литературой.
Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей.» Н. И. Морозов.
Введение
Публикация «Педсовет „Ознакомление детей с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Часть 1. Разминка.
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
«По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
«Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»
2. Закончите пословицу:
«Что написано пером…» (не вырубишь топором)
«Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
«Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
«Что посеешь…» (то и пожнешь)
«Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
3. К какому виду творчества это относится?
«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-Инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
-«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
-«Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
-«Жили-были дед да баба» «Сказка»
Часть 2. Выступления педагогов Глуховой Е. В. и Мордовцевой Л. Н. по теме педсовета.
Обсуждение вопросов:
1. Что дает ребенку знакомство с художественной литературой?
2. Как объяснить детям непонятные слова из текста?
3. Как организуется работа по заучиванию текстов в младших и старших группах?
4. Почему необходимо создавать уголки книги в каждой возрастной группе детского сада?
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
При отборе книг надо учитывать,
что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев:
1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги».
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.
- празднование именин произведения.
Презентация книжных уголков в группах.
Часть 3. Практическая работа. Слушатели делятся на 4 подгруппы. Каждая получает карточку с учебно-диагностическими заданиями. На обсуждение – 3 минуты, на ответ – 1 минута.
Карточка 1. (подготовительная группа)
Дети старшего возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателя способны увидеть единство содержания и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства.
Задание. Сформулируйте, какими методами всё это достигается.
Карточка 2. (средняя группа)
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач.
Задание. Назовите эти задачи.
Карточка 3. (старшая группа)
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в старшей группе не получается. Она кратковременная, стихийная, не все дети принимают участие.
Задание. В чем вы видите причины? Дайте рекомендации воспитателям.
Карточка 4. (1 младшая группа)
Работа по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой 2-6 человек. В младшей группе детей делят на две подгруппы, в средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Задание. Обоснуйте такую организацию.
Карточка 5. (2 младшая группа)
Книги для детей дошкольного возраста всегда издаются с множеством цветных и черно-белых иллюстраций. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи книги она иллюстрирует.
Задание. Назовите таких художников. Сформулируйте, в чем значение иллюстраций. Какова методика ознакомления с ними?
Заключение:
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены : родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок (см. приложения, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Решения педсовета :
1. Соблюдать принципы по организации работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке.
3. В родительский уголок поместить памятки по организации просмотра телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.