Людмила Лебедева
Методы и приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возроста
▼ Скачать +Заказ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания. Можно сказать, что прием - это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания прием носит подчинительный характер. К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :
Публикация «Методы и приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возроста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
• разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
• пример взрослого;
• приучение, упражнение;
• создание воспитывающих ситуаций;
• поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
Важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание гигиенических навыков (опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни - стремление к самостоятельности. На протяжении раннего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навы-ками действия членят на несколько операций. Прежде всего следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них эмоционально-положительный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей.
В раннем возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко разделять новое действие на операции: сначала акцентировать внимание на наиболее важном, а потом - незначительном. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть об-ращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее настраивает детей на правильное выполнение задания и затем вскользь напоминает) и прямым.
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, так как только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Нужно постоянно помнить о том, что дети в раннем возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Обучение ребенка, в основе которого лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у детей хорошо развиты эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».
Все это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной навык. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами соблюдали гигиенические правила.