красноштанова ирина николаевна
Педсовет «Методика формирования ценности здорового образа жизни и психологического благополучия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование общей культуры личности детей, в том числе культуры ценности здорового образа жизни.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания педагогов об оздоровлении детей, о формировании основ физического воспитания и здорового образа жизни.
2. Повышать методический уровень педагогов в организации работы с детьми и родителями.
Форма : деловая игра
Предварительная подготовка:
Публикация «Педсовет „Методика формирования ценности здорового образа жизни и психологического благополучия у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- тематический контроль «Эффективность использования педагогами разных форм работы по здоровьесбережению и психологическому благополучию воспитанников» : контроль проведения утренней гимнастики, календарно-тематического планирования, прогулок;
- семинар- практикум «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» (воспитатели Фоменко М. М., Гендрих С. П.);
- открытые просмотры ОД по физическому развитию старшая группа №10 «Любимые игры моего детства…» (воспитатель Бойко Л. А.);
- стендовый доклад для родителей «Здоровые дети в здоровой семье».
Повестка:
1. Об итогах выполнения решения предыдущего педагогического совета.
2. Доклад «Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни» - ст. восп.
3. Результаты тематического контроля «Эффективность использования педагогами разных форм работы по здоровьесбережению и психологическому благополучию воспитанников». Аналитическая справка.
4. Обсуждение и принятие решения проекта педсовета
Ход педсовета:
Вступительное слово старшего воспитателя
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.
В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.
Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.
Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.
К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ– одна из самых актуальных проблем современного общества.
Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ. Для начала разберёмся в понятиях.
2. Доклад «Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни» - ст. воспитатель Красноштанова И. Н.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка понятия «ЗДОРОВЬЕ», разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полногофизического, психического и социального благополучия».
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.
В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные программы. В каждой – здоровьесберегающие технологии. Например, «Детство» Авторы: Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина - раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
Задание №1. «Глухой телефон» - знаете ли вы здоровьесберегающие технологии.
От каждой команды по одному человеку. Участник, не глядя, выбирает технологию, с помощью мимики и жестов, объясняет ее своей команде. На листочках названия технологий: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные игры, гимнастика пробуждения, самомассаж, Су-джок терапия, игровой стрейчинг, фитбол, реалаксация,логоритмика, динамическая пауза (физминутка).
Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Это мониторинг здоровья детей,разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т. д., физминуток, П/и, организация прогулок, и т. д.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
СХЕМА
Задание №2 «Блиц-опрос» - Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Вопросы:
1. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды (закаливание).
2. Благодаря чему происходит снижение концентрации вредных веществ, в том числе продуктов человеческой жизнедеятельности? (проветривание)
3. Специально подобранные упражнение, которые проводятся в течение 2 недель, а на 3 - 4 неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения, или используются предметы (зарядка).
4. В какой группе увеличивается дозировка (повторение) ОРУ до 8 – 10 раз? (подготовительная)
5. Совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции (эстафета).
6. Часть ОД физическому развитию, включающая в себя ОРУ, ОВД, подвижную игру (основная)
7. Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (25 минут).
8. Умение согласовывать движения различных частей тела (координация).
9. Детский тризм – это… (целевые прогулки, экскурсии)
10. Сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий и связанная с обязательным для всех правилом (подвижна игра).
11. С чего начинают обучение дошкольников спортивным играм (с разучивания отдельных элементов техники игры).
12. Назовите основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, бросание, ловля, метание, упр. на равновесие, строевые упр., ритмическая гимнастика).
Задание №3 «Рефлексивно-ролевая игра» - «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы:
«Воспитатели»
«Родители»
«Администрация»
«Специалисты»
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым.
Задание№4 «Дерево здоровья»
Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах)
Ствол – это здоровье
Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
Крона – следствие, т. е. каким будет ребёнок
Факторы (крона) -правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т. д.)
Следствие (крона) – интегративные качества :
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
- любознательный, активный
- эмоционально отзывчивый
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельностиовладевший необходимыми умениями и навыками.
Итак, у нас получилась модель здорового ребёнка. И наша с вами задача - «питать» корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.
3. Аналитическая справка по итогам тематического контроля
4. Решение педсовета
1. Признать работу педагогического коллектива по здоровье сбережению удовлетворительной.
2. Планировать и проводить всю образовательную деятельность в соответствии с принципами здоровье сбережения и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса. Внедрять в работу инновационные технологии по здоровье сбережению.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
Сроки: в течение года.
3. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и привлекать их к закаливающим мероприятиям с детьми в выходные дни.
Ответственные: воспитатели.
Сроки: в течение года.