Алеся Владимировна Шамрай
Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД.
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Образовательная деятельность предполагает неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Немаловажно, что художественно-эстетическое развитие также дисциплинирует детей, готовят руку ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников, Использование нетрадиционных техник рисований в НОД,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
В настоящее время художественно-эстетическое развитие включает в себя следующий круг задач: -развитие творческого потенциала ребенка; -развитие образного, ассоциативно мышления; -развитие самостоятельности и творческой активности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает : 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенной в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; 2) опыт художественно-творческой деятельности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Сегодня мы подробнее остановимся на рисовании.
Рисование как вид деятельности оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Данный вид деятельности развивает у детей чувственно-двигательную координацию, развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучая дошкольников рисованию, особое внимание уделяю решению двух взаимосвязанных задач:
- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В нашем детском саду, рисованию осуществляется по программе И. А Лыкова. «Цветные ладошки». Изучив программу по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду, мы выделили основные направления в своей образовательной работе:
1) отработка технических навыков;
2) воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности;
3) обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.
Уже ни для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Поэтому, содержание программного материала постоянно изменяется, дополняется новыми образами. На занятиях мы отметили следующую особенность: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторять в течение занятия новый материал блоками. Для детей подготовительной к школе группы я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы. Потом – сама работа детей. Последнюю часть занятия оставляем для самостоятельной доработки рисунка детьми. Один из эффективных приёмов рефлексии – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет нам решить сразу несколько проблем. Во-первых, нацеливает детей на создание сюжетной работы. Во-вторых, организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать. В-третьих, проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы, видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно из ведущих направлений в нашей работе – это обучение техническим навыкам. Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в мы используем ряд упражнений, с помощью которых знакомим с видами штриховки: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги. Упражнения проводим в игровой форме, в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу, на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги, а на грудке - короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.
При закрашивании красками больших поверхностей использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра-а-аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два-а-а» - рядом провожу другой длинный мазок. Ещё мы используем технику рисования красками «заливка», ведь так выражаются художники, тем самым дети узнают всё больше и больше о живописи.
Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет – эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию, когда работаем с красками. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению композиций пейзажа: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того чтобы добиться большей выразительности детских рисунков проводим беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и прочего можно передать своё отношение к изображаемому объекту.
Во время занятия по рисованию, мы используем игровую психогимнастику и, тем самым, дети немного отдыхают: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т. п.
Если мы хотим развивать способности ребёнка, привить ему любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо искать новые формы работы с детьми. Именно поэтому в своей работе мы используем нетрадиционные приёмы в обучении детей рисованию. Это и пальчиковая живопись, и кляксы, и даже рисование мыльными пузырями и пеной для бритья.
При работе над данной темой нами были изучены теоретические материалы по нетрадиционной технике рисования. Это книга Л. В. Куцаковой «Мама, я умею рисовать», разработки Н. В. Дубровской «Яркие ладошки». Они очень помогают мне в работе. Рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями. Главное, чтобы это доставляло ребёнку удовольствие.
Воспитателями ведётся системная работа с родителями, так как семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку опыт. В уголок для родителей помещаем консультации «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребё нка-дошкольника» и т. д., изготавливаем памятки, рекомендации для родителей «Как подготовить рабочее место для рисования», «Порисуй со мной мама».
Итак, своим опытом работы в данной области, хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы, взрослые, должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так, чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное, его духовное развитие.
В своей работе используем различные формы организации детей:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.
2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам (Осенины на Руси, День Матери, Новый год и другие, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.
3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
4. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому предоставляем ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Считаем, что средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.