Тамара Отрожко
Развитие дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды ДОУ
В настоящее время актуальность проблемы воспитания творческого воображения очень велика, т. к. в наше время имеется огромный выбор готовой продукции для детей. Игрушки, одежда, мультфильмы, книги, предметы быта, техника и т. д. созданы в большом количестве, в разном стиле, цвете, это не дает ребенку придумывать самому, желание творить угасает, когда у ребенка дома большой арсенал разнообразных по цвету и форме вещей. Поэтому развивать творческое воображение необходимо постепенно. А главное по желанию ребенка, никогда нельзя заставить человека стать художником, это должно быть искреннее, не навязанное ни кем желание, тогда результат от занятий художественным творчеством будут максимально высокими.
Публикация «Развитие дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дизайн – это красота плюс удобство. Например, дизайнерский стул не только необычен и красив по форме, на нем еще и удобно сидеть. Дизайн дверной ручки предполагает, что, с одной стороны, она привлекает внимание своей оригинальностью. С другой – с ее помощью легко и удобно открыть дверь. Значит, главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.
Создавая, что-либо ребенок развивается, а значит становится более опытным человеком. Приобщая ребенка к творчеству, у ребенка есть возможность фантазировать, смотреть на простые вещи иначе, замечать разнообразие окружающего мира. Наличие огромного количества различных художественных направлений прекрасная возможность, дать ребенку выбор, что же ему больше по душе. Одно из направлений художественного творчества, сложное, но в тоже время красивое и неповторимое – это направление художественно-продуктивной деятельности.
Вопросы построения образовательных программ с учетом возможностей дизайна отражены в работах Л. Б. Переверзева, В. Ф. Сидоренко, Х. Г. Тхагапсоева, модели образования, реализующие проектную культуру – в трудах О. И. Генисарецкого, В. Ф. Сидоренко. Предложены методические рекомендации для студентов, изучающих отдельные элементы дизайна (А. А. Белов, Е. М. Гвоздев) и программы внешкольной и внеклассной воспитательной работы по дизайну (Т. М. Исиченко, А. М. Кондратьев). Широко и разносторонне разработаны теоретические концепции о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития, о творческой учебно-познавательной деятельности дошкольников (А. П. Тряпицына, о формировании эстетической культуры личности (Э. А. Верб, Н. А. Дмитриева, Я. В. Ратнер). Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимались педагоги: Г. Н. Пантелеев, Е. А. Валиулина, О. В. Кузнецова и др. (3)
Закономерности дизайна, присутствуют в содержании многих видов деятельности детей, однако в практике образовательного процесса ДОУ призваны решать задачи художественно-продуктивной деятельности, и сводятся в основном к созданию творческих работ. Опытно-экспериментальная деятельность педагогов и детей в ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга по теме «Художественно-творческое развитие дошкольников средствами дизайн-деятельности» выявила, что дети могут принимать активное участие в обогащении предметно-развивающей и создании дизайн-среды дошкольного образовательного учреждения.
Результаты опытной работы подтверждает, что использование закономерностей дизайна в проектной деятельности дошкольников :
- содействует самореализации ребенка в трудовой деятельности;
- развивает художественный вкус, изобразительного умения, повышает творческую и трудовую активность;
- является успешным при условии освоения дошкольниками представлений о закономерностях дизайна и логике проектирования объектов украшения среды.
Возможность создания объектов оформления групповых помещений с элементами дизайна определяет основные аргументы в пользу включения в эту деятельность старших дошкольников :
- дизайн, как область искусства соединяет в себе многие виды деятельности, которые построены на пространственно-образном мышлении, способствуют гармоничному развитию личности ребенка;
- дизайн, являясь своеобразным инструментом в развитии эстетического творчества и восприятия, позволяет рассматривать его как средство развития эстетической культуры. (3)
Проектирование объектов дизайна в совместной деятельности педагога и детей в проектной деятельности, выступает как самостоятельный компонент способа художественного познания действительности, закономерности дизайна, выступает, как всеобщий закон красоты, создаваемого пространства.
Установлено, что дизайн, как своеобразная художественно-проектная деятельность, результатом которой является ценность, создаваемых художественных продуктов практического и эстетического назначения, обладает набором определенных закономерностей, которые могут быть включены в проектную деятельность дошкольников с целью ее совершенствования. Создавая творческие работы, которые в дальнейшем будут применены к оформлению среды группового помещения создание единого художественного объекта для украшения пространства ДОУ мотивируют творческую деятельность детей, способствуют развитию коммуникативных, нравственных и трудовых качеств личности, единению детского коллектива.
С детьми можно заниматься разными видами дизайна. Это – книжный дизайн (конструирование, аппликации, декоративное рисование, шрифт, театральный дизайн (папье-маше, декоративно-оформительская деятельность, конструирование из мягких материалов, дизайн игр и игрушек (каркасное папье-маше, конструирование из бытового материала, конструирование из бумаги, кукольный дизайн (изготовление текстильной куклы, из бересты, соломенная скульптура, дизайн одежды (рисование по замыслу, декоративная роспись ткани в различных техниках («батик», «декупаж») и многое другое. (4)
Нельзя не поддерживать фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше. Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.
Например, работы по декоративной аппликации для детей старшей группы. Предварительно мы, конечно, познакомились с новым видом творчества папье-маше. На этом занятии дети декорируют предмет. Существует такая технология декорирования, как папье-маше. Это довольно трудный, но очень занимательный и эффектный способ украшения каких-либо предметов. Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящимися веществами (крахмалом, гипсом). Папье-маше имеет три технологии создания, самая простая – наклеивание нескольких слоев из кусочков бумаги на заранее приготовленную поверхность, такой способ наиболее подходит для старшего дошкольного возраста. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих». Главное, что получатся вещи красивые и сделанные своими руками. (3)
Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделирующие украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.
Воспитанники ОЭП (опытно-экспериментальной площадки) Приморского района – стали участниками создания элементов оформления среды ГБДОУ, таких как панно «Ситцевая полянка», «Путешествие по ручью», «Деревенька» и тд., активными участниками обогащения предметно-развивающей среды, участниками международных и городских конкурсов и выставок детского художественного творчества. (4)
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Список литературы:
1. Абрамова Т. С. Дизайн-детям. – М. : Владос, 2014.
2. Абрамова Т. С. Развитие дизайна дошкольников. // Дошкольная педагогика № 1, 2014. С. 3-16
3. Аранова С. В. Обучение изобразительного искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : Каро, 2004
4. Басина Н. Э., Суслова О. А. Цвет. Звук. Материал. Программа развивающих занятий для младших школьников. //Библиотека «Первого сентября. – М. : Чистые пруды, 2006.
5. Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство». – СПб. : Детство-пресс, М. : ТЦ «Сфера», 2013.
6. Торшилова Е. М. Интеллектуальное и эстетическое развитие : история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс, 2008.