Елена Горбатова
Педагогическое руководство играми со строительным материалом. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Использование строительно-конструктивной игры как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.
Публикация «Педагогическое руководство играми со строительным материалом, Часть 2» размещена в разделах
- Игры для детей
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Строительный материал. Конструирование
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
К. Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности. ; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом и обучением на занятиях.
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование различных игрушечных предметов, заменяющих настоящие, используемые взрослыми в процессе труда.
Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания.
Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные, действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-консруктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения но в обобщенном, схематизированном виде. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводят постройку, строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочие обедают в столовой, идут домой.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждением детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность строительно-конструктивных игр.
Советские педагоги З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, раскрыли особенности и значение строительных игр - "строительно-конструктивные игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении".
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер.
В младшем дошкольном возрасте многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.
В среднем дошкольном возрасте еще не столь отчетливо проявляется линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание игры приводит детей к труду. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера (готовясь к празднику, стирают, гладят кукольный наряд).
Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление смастерить что-то своими руками, на способность более длительно, чем в предыдущей группе, удерживать линию игрового замысла. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает весь трудовой процесс.
В строительных играх дети часто подражают строительной деятельности взрослых. Дети играют в "строителей", появляется необходимость в строительном материале. Игровой процесс сливается с трудовым, а строительная игра с сюжетно-ролевой. В старшем дошкольном возрасте такие игры могут длиться несколько дней. Содержанием игры в этом случае является сама строительная деятельность. Чувства, которые испытывают дети в таких играх, стремление к результату, забота о качестве постройки, её прочности сближают строительную игру с трудом.
В строительных играх детей старшего дошкольного возраста на ряду с теми строительными материалами, которые дети используют условно, (как будто ворота, могут быть использованы и такие материалы, из которых дети сами создают настоящие предметы. Одним из таких строительных материалов является дерево. Осваивая некоторые навыки работы с деревом, дети знакомятся со свойствами материала, узнают, как его можно обрабатывать, рассматривают предметы, сделанные из дерева и выражают желание сделать такие же. На занятиях детям предлагают готовые части для конструирования - санки, стол, скамейку. По мере того как дети овладевают строительными навыками, материал может быть усложнен и детям можно предлагать не готовые части конструкции а разнообразные обрезки дерева - дощечки, брусочки и т. д. Очень важно, что бы этот материал хорошо обрабатывался. Изготовление игрушки из дерева дает возможность педагогу развивать трудовую направленность детей, а украшение готовой игрушки дает основание задействовать некоторые виды ручного труда, обслуживающего игру.
В развитии строительно-конструктивной игры в старшем дошкольном возрасте так же широко используется и природный материал: снег, вода, песок, шишки, ветки и т. д.
В первые зимние дни следует подгребать снег на те места, где предполагаются постройки. Участвуя в сооружении построек, дети разгребают снег лопатами, утрамбовывают его, катают снежные шары и складывают их друг с другом, строят фигуры из снега, крепости и т. д. Затем, дети украшают постройки и фигуры самоделками из бумаги и картона (шапка снеговика). В летних условиях необходимо в процессе игры использовать песок и воду. Влажный песок является прекрасным строительным материалом. Дети с удовольствием сооружают дворцы, арки, ворота, и мосты, а затем украшают их сделанными заранее ветряками. В таких играх прослеживается взаимосвязь ручного труда с физическим. Совместный труд увлекает детей, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Вывод: Связь игры и труда можно наблюдать как часто появляющееся явление: дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх. В результате этого повышается интерес детей к изготовлению игрушек, а игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникая в ходе игры, труд по изготовлению нужных игрушек временно обособляется от игры, и требует от детей известных физических и умственных усилий, направленных на достижение результата. Новая игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, вызывает у них чувство удовлетворения, обогащает содержание игры.
Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного влияния игры и труда.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.
В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду:
умение ставить цель,
умение планировать свою работу,
умение предвидеть результат деятельности,
умение доводить начатое дело до конца,
умение не переключаться на другой вид деятельности,
умение подбирать необходимый материал,
умение критически оценивать результат своей работы и работы.
творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры - одна из важнейших педагогических задач. Её решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение практически, своими руками добиваться результата. Развитие у детей этих качеств высоко ценила Н. К. Крупская. Она указывала, что если ребёнок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит перед собой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию творческой деятельности, что имеет огромное значение в системе воспитания.
В теории и практике дошкольного воспитания долгое время господствовала неправильная точка зрения о руководстве строительными играми детей. Для того что бы игра развернулась, считалось достаточным внести строительный материал в группу. Эти взгляды прочно укоренились в практике дошкольного воспитания и привели к тому, что строительные игры детей до конца дошкольного возраста оставались крайне примитивными.
З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же воспитатель ограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Так же дети не смогут самостоятельно, без помощи воспитателя договорится о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Таким образом, в играх со строительным материалом при отсутствии должного руководства со стороны воспитателя взаимоотношения детей могут принимать совершенно неправильное направление. Систематическое обучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей.
Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном возрасте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой деятельности в процессе строительных игр детей опирается на их активность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связь игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, что бы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием тех впечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций, исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, которые придают игре новизну.
Характерным примером игры, в которой игровой замысел порождает необходимость трудового процесса по изготовлению нужных для игры игрушек, является игра в "Пароход".
Построив из строительного набора пароход, дети приходят к выводу, что не хватает некоторых атрибутов: трубы, биноклей, спасательных лодок, сигнальных флажков и т. п. Воспитатель, осуществляя руководство игрой, предлагает детям самим изготовить недостающие элементы. На занятиях по ручному труду дети склеивают детали трубы, биноклей, флажков, делают из бумаги спасательные лодки; на занятиях по ИЗО раскрашивают приготовленные детали. На примере игры в "Пароход" четко прослеживается взаимосвязь строительно-конструктивной игры с ручным трудом.
Возникая в ходе игры, труд по изготовлению новых игрушек обособляется от игры и требует от детей известных физических и умственных усилий, направленных на достижение результата. Трудовой процесс поглощает внимание детей, отвлекая их от игрового процесса, но лишь только труд по изготовлению новых игрушек закончен, открываются новые перспективы для развития игры. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает её содержание, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончании игры, в процессе уборки строительного материала:
развитие у детей бережного отношения к игрушкам,
трудолюбия,
умения проявлять усилие,
преодолевать трудности,
заканчивать начатое дело.
Эти воспитательные задачи должны обязательно осуществляться в процессе руководства строительно-конструктивной игрой.
Вывод: Педагогическое руководство строительными играми открывает большие возможности в развитии детей. Систематическое обучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей. Исследования советских педагогов показали, что установление взаимосвязи строительной игры и труда оказывает новые воспитательные возможности, создает условия для более полного и содержательного развития замысла игры, повышая у детей интерес к строительным играм.