Анастасия Поленякина
Организация работы со строительным материалом в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование из строительного материала является одним из видов детской познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта
Публикация «Организация работы со строительным материалом в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Дети младшей группы должны различать, а к концу года и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина; знать детали не только по форме, но и по величине; понимать, что устойчивость постройки зависит от положения форм. Детей учат создавать белее сложные постройки, комбинируя детали по-разному.
Ребенок 2-3 лет усваивает такие технические приемы работы со строительным материалом, как размещение горизонтали, накладывание кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, замыкание пространства (загородка, забор, домик, выполнение несложных перекрытий (ворота, домик, гараж).Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами. Необходимо учить детей укладывать детали ровно, чтобы, сторона одной детали укладывалась на стороне другой, а не выступала над ней. Причем воспитателю следует иногда предложить малышу самому проверить пальчиками, как уложены детали, и поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо. Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета. Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке. В начале года занятия проводят с подгруппами из 4-6 человек. Постепенно состав подгрупп увеличивают до 10-12 человек, а со второй половины года занимаются со всей группой одновременно. На первых двух-трех занятиях у малышей развивают умение располагать кирпичики, пластины в ряд на плоскости, выкладывая дорожки. Опираясь на представления, полученные детьми во время прогулок, воспитатель предлагает
Основными приёмами работы с детьми данного возраста остаются рассматривание и анализ образа воспитателя и подробный показ приемов, сопровождаемый объяснением. Занятие необходимо строит так, чтобы вызвать интерес у малышей. Воспитатель читает деткам некоторые короткие стихотворения, потешки, песенки. Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя. Создание постройки, хотя и подчинённо при этом игровой задаче, является объектом специального внимания воспитателя. Он должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе образца постройки, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей. В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов. В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей
от самого конструктивного процесса, именно в обучении малышей их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих матрешек кроватки -в них они будут спать». Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»).После занятия следует показывать и систематически напоминать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место (начинают разбирать постройку сверху, детали сначала группируют на столе -кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем поочередно убирают в ящики стола, на полки). Эта работа приучает детей к порядку, помогает прочнее запомнить названия деталей, способствует сенсорному развитию. Такая методика обучения конструированию является действенным средством обучении ребенка конкретным конструктивным приемам, так как благодаря применению его воспитатель преодолевает явления механического подражания или манипулирования деталями наугад.