Людмила Полюхова
Педагогическое мероприятие с воспитанниками 6-го года жизни «Пойми меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие с воспитанниками 6-го года жизни
«Пойми меня».
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
• познакомить с понятиями: общение, язык слабослышащих людей, шифрование, ключ;
• содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общения, в том числе с людьми с ОВЗ;
• развивать речь, навык осознанной передачи информации, совместной деятельности, дружеских отношений.
Публикация «Педагогическое мероприятие с воспитанниками 6-го года жизни „Пойми меня“» размещена в разделах
Планируемый результат: имеет представления о понятии общение, язык слабослышащих людей, шифрование, ключ; у ребенка развита речь, навыки общения с людьми ОВЗ; отвечает на вопросы педагога; выполняет различные игровые задания.
Возраст детей: 6-й год жизни.
Материалы: карточки-ключи, раздаточный материал «заготовки смайликов, карточки со словами (мама, дом, чашка, ложка, суп, каша, компот, мышка).
Материалы для игры «Сердечный бадминтон» : картонные тарелки (по количеству детей, надутые надувные шарики, маркер, палочки для мороженого (по количеству детей, скотч, ножницы.
1 этап. Организационный момент
- Собрались ребята в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть.
2 этап Мотивация
(Вводная интерактивная беседа)
- Ребята, все мы – жители Земли: растения, животные и, конечно, люди. Наш мир невероятно интересен, и в нём все взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Если бы на всём белом свете был только один человек, ему не нужно было ни с кем общаться. Но это ужасно скучно. Люди общаются между собой, обмениваются информацией, ищут взаимопонимания и выстраивают взаимодействие. Давайте приведё м примеры:
3 этап. Актуализация проблемы
если мама утром одевает вас в садик, ей необходимо узнать, какая погода сегодня и что на вас надеть: босоножки и кепку или сапоги и куртку. Как мама может получить информацию о погоде? (посмотреть в окно, как одеты другие люди, спросить у поисковых систем в телефоне, позвонить бабушке и спросить у нёё и т. п.);
если вы идёте в гости, как выбрать подарок, чтобы он понравился вашему другу? (спросить у мамы друга или спросить у самого друга);
если вам подарили интересную настольную игру, как вашему соседу узнать, что вы хотите поделиться с ним радостью и вместе поиграть? (нужно ему рассказать и пригласить поиграть);
если вы хотите, чтобы только ваш друг узнал об этой игре, а другие ребята нет, что надо сделать? (нужно секретно рассказать об этом другу так, чтобы никто другой ничего не понял);
если хочется вкусное печенье, как его получить? (нужно попросить у мамы).
- Мы сейчас разговариваем, используя русский язык: слова, словосочетания, предложения. В нашей стране мы говорим на русском языке, а в Англии люди говорят на английском языке, в Испании - на испанском. Есть много языков, и все они помогают людям общаться. А зачем нам общение?
- Мы общаемся, чтобы:
обмениваться информацией, например, не забудь взять зонт, на улице дождь;
искать взаимопонимание, например, если заболел зуб, мы говорим, чтобы он его вылечил;
взаимодействовать друг с другом, например, договариваемся, как мы будем играть;
передавать опыт, например, я уже умею играть в эту игру и вас научу.
- Чтобы люди из разных стран, которые говорят на разных языках, понимали друг друга, что им надо сделать? Найти общий язык. Главное – договориться.
- Ребята, как вы думаете, растения и животные общаются между собой? Конечно. Почему цветы такие красивые и ароматные? Цветы своей красотой и запахами зовут к себе насекомых, которые прилетают к ним, собирают с цветов удивительную пыльцу и переносят её на другие цветы. После этого у растений появляются плоды: яблоки, огурцы и многое другое. Красота и запахи это способ общения у растений.
- А как общаются животные? У них тоже есть свой язык для передачи информации. Например, они оставляют запахи. Демонстрируют жесты лапками и спинкой, дают знаки ушами и хвостиками. У кого дома есть кот? Собака? Вы умеете с ними общаться? Как понять, что они пытаются нам сказать? Наши любимцы умеют общаться, только вот язык общения у них особенный. Давайте представим, что когда наш любимец хочет нам что-то сказать, он посылает нам послание-сообщение. Только он посылает его зашифрованным, как бы спрятанным. Чтобы понять его сообщение, нужно найти ключ к его пониманию. И такой ключ есть. Ключ, который поможет разгадывать, расшифровывать сообщения животных.
4 этап. Совместная деятельность (Основная часть)
- Давайте познакомимся с ключом к разгадке тайных посланий котов. Ключ к пониманию (расшифровке) сообщений котов – это набор картинок, на которых видно соответствие позы животного и его «сообщения». Давайте посмотрим, как ключ-картинка объясняет, что хочет сказать кошка определённой позой.
(Показ карточек-картинок воспитанникам и объяснение, что обозначает каждая поза животного.)
- Ребята, а как собаки передают нам послания? Давайте узнаем о сообщениях собак на нашем ключе-картинке, на котором видно по позе животного, что оно хочет нам сказать.
(Дети совместно с воспитателем изучают по карточкам язык собак).
- Ребята теперь мы сможем понимать кошек и собак по тому, как они себя ведут. Мы сможем расшифровать, что они хотят нам сказать на своём языке. Что нам в этом помогло? (наши ключи-картинки, которые показывают, что означает каждая поза животного, какое нам посылается «сообщение»).
- А как люди передают друг другу информацию? (говорят друг с другом, пишут письма и СМС, звонят по телефону, пишут сообщения в интернете).
- Что значит «написать сообщение»? Сообщения состоят из слов, а слова записываются определёнными значками. Эти значки называются буквы. Например, мы знаем слово «мама» и как оно выглядит. Давайте найдём на карточках слово МАМА. Что это слово для вас значит? (самый родной и близкий человек). А если мы незнаем это слово, то что мы увидим на картинке? (значки М, А, М, А). что мы можем сказать об этих значках –буквах? (их 4 и два из них повторяются). Эти значки называются буквами русского языка. А теперь давайте посмотрим, из каких букв состоит слово МАМА (Буквы М и А). Если человек не знает нашего языка, он видит 4 значка. А если знает, читает слово МАМА и понимает о ком идёт речь.) Зачем люди придумали буквы? (чтобы понимать друг друга).
- Ребята, в нашем языке 33 буквы. Из всех букв и построены слова. Мы узнали, что слово МАМА, состоит из букв М и А. Давайте найдём эти буквы в других словах. Поищем эти буквы на карточках: МАМА, ДОМ, ЧАШКА, ЛОЖКА, СУП, КАША, КОМПОТ, МЫШКА.
- Ребята, сколько есть способов передать информацию друг другу? (много) Давайте попробуем разными способами сказать своему соседу, что вы к нему хорошо относитесь. Я буду называть способ, а вы этим способом будете стараться сказать своему товарищу, что вы к нему хорошо относитесь.
Скажем взглядом: посмотрим дружелюбно на соседа.
Скажем мимикой: улыбнёмся соседу справа.
Скажем движением: пожмём руку соседу справа.
Скажем прикосновением: похлопаем по плечу соседа справа.
Скажем словами соседу справа: «я к тебе хорошо отношусь».
- Ребята, видите, сколько мы с вами попробовали способов передачи информации от одного человека другому. Есть одно забавное изобретение людей, чтобы кратко передать чувства в СМС. Что это? (смайлик) Забавные кружки-рожицы, на которых изображаются рот, глаза и брови. По тому, как они расположены на рожице, можно понять, о чём говорит смайлик. Давайте посмотрим на ключ к расшифровке и пониманию посланий смайликом
(показ карточек смайликов и объяснение, что обозначат каждый из них). Набор картинок - это ключ к пониманию посланий смайлика. Каждый из нас может кратко сообщить чувство, нарисовав всего один смайлик. Смотрите, я сейчас чувствую себя счастливой, поэтому нарисую бровки, глазки и ротик, как у счастливого смайлика. Я передаю вам информацию о том, что я сейчас чувствую, через смайлик. Давайте каждый сделает послание о том, что он сейчас чувствует, через смайлик.
(Ребята дорисовывают свои смайлики на заготовках для смайликов, передавая своё настроение. Затем каждый показывает своего смайлика, а остальные угадывают, что они означают).
- Ребята, есть люди, которые не могут хорошо слышать или говорить. У них есть свой язык, на котором можно обраться. Это язык жестов. Язык жестов может помочь нам не только общаться с ребятами, которые не могут говорить. Если нам встретится человек, который не знает нашего языка, а мы незнаем его языка, как нам с ним объясниться? (с помощью жестов) Язык жестов нас сможет выручить в такой ситуации. Давайте разучим две фразы на языке жестов: «Здравствуйте, я-друг, до свидания» и «Ты и я - дружба».
- Ребята, способы передачи информации бывают разные: есть свои варианты у растений, у животных, у людей. Есть способы общения и у роботов - это языки математические, языки программирования. Без них сегодня никак не обойтись не только самим роботам. Мы с вами уже знакомы с этими языками и научились общаться с нашим роботом Микиботом.
Заключительная часть.
- Ребята, давайте проведём игру, которая покажет, что у нас все ребята – дружные и готовы прийти друг другу на помощь.
Игра «Сердечный бадминтон». Цель игры: развитие общения и взаимодействие ребёнка со сверстником.
Порядок проведения: на надутом шарике нарисовать сердечко. Сделать импровизированные ракетки из бумажных тарелок и палочек для мороженого. Дети делятся на две команды, встают напротив друг друга. На языке жестов говорят друг другу фразу «Ты и я - дружба» и начинают игру.
5 этап. Рефлексивно-оценочный
- Ребята, как вы думаете как в дальнейшем вам может пригодится приобретенный сегодня опыт?
-Ребята, как называется язык у людей, которые не очень хорошо слышат? (язык жестов) Какие буквы есть в слове МАМА и МЫШКА? (М и А)
- Ребята, вам понравилась сегодня наша встреча? Что вам понравилось? Что интересного, может нового вы узнали?
- А кому было сложно выполнять задания?
(Выслушиваем ответы детей)
- здесь на столе лежат смайлики - жесты: большой палец вверх, ок, большой палец вниз. Этими жестами я вам предлагаю оценить свою работу
Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете выбрать жест (большой палец вверх). Если вам было интересно, но не все получилось легко, то выберите жест (ок, вы будете еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то ваш жест (большой палец вниз, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно все получится в следующий раз!
-Ребята, мне было очень приятно с вами общаться. Большое спасибо за вашу работу. Вы молодцы!