людмила мазуренко
Конспект занятия по экологическом воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенние хлопоты человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическом воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Осенние хлопоты человека».
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огород, в саду; познакомиться с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желания помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Ход занятия: - Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима? Что было бы? (Птицы не успевают улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)
- Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето, сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.
- А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).
- Правильно, это прежде всего сбор урожая (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)
- В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилище. От того как просушат зерно, отремонтирую амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохраниться ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, что бы оно не потеряло свои ценные питательные качества.
Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т. д. Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.
Будет сохранено зерно и зимой – будет и мука, будет и мука – будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.
Позаботиться человек о зерне, теперь об овощах пора подумать.
- Ребята, какие овощи собирают на поля? (Помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)
- Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче (Рассказы детей.)
- Как и вашей семье хранят овощи зимой? (Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.)
- Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафареты.) Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку – в мешках, огурцы и помидоры – в банках, капусту – в бочке, перец – на ниточку, грибы – на ниточку, лук и чеснок – в косы и т. д.)
- Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.
- Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).
- Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы бирюзовых листьев, плодов шиповника, боярышника, красной и черной рябины и др.)
- Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.
- А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).
- Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?
- Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, плети, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов.)
- Сегодня на прогулке мы также займемся посадкой растений украсим наш участок новыми насаждениями. Будем ухаживать за ним до самой весны. Осенью прикроем листьями, зимой будем засыпать пушистым одеялом – снегом.
- Если правильно посадим растения и будем бережно за ними ухаживать, то весной будем радоваться зеленым листочкам на них.
- Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам? (В деревни утеплить коровники, курятники, приготовить дрова, и уголь для отепления дома. В городе – отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.)
- Звери меняют свою шубу к зиме, а человеку что необходимо? (Отремонтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.)
- Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленные грибы, моченые яблоки, сушенные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варенье, повидло, джем, компоты, соленья арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.)
- Спасибо тебе, земля – матушка, за щедрые дары твои! Не страшна нам зима лютая. (Дети говорят хором.)
На прогулке занимаются посадкой кустарников и многолетних цветов.