Наталья Новикова
Педагогическое исследование развития самостоятельности у детей в системе М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое исследование проблемы развития самостоятельности у детей в системе М. Монтессори позволило нам предположить, что развитие самостоятельности у детей может быть успешным, если будут использованы на практике методы системы воспитания М. Монтессори.
Публикация «Педагогическое исследование развития самостоятельности у детей в системе М, Монтессори» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для подтверждения гипотезы нам необходимо было использовать метод М. Монтессори в исследовании по развитию самостоятельности у детей и проанализировать результаты исследования.
В качестве базы исследования нами были выбраны воспитанники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 71 «Почемучка», в количестве 25 человек.
План проведения нашего педагогического исследования предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На констатирующем этапе (I) исследования основной целью явилось выявление уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения и анализа результатов их деятельности. Анализ полученных данных констатирующего этапа исследования позволил определить цель опытной работы: выявить систему приемов и методов, способствующих развитию самостоятельности у детей в системе М. Монтессори. В качестве диагностирующего инструментария выступили методики: «Наблюдение за поведением ребенка», «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс). Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множественность "Я-сам" ребенка: Я-чувствующее, Я-думающее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-друг и т. п. Представление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении, самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.
II этап. Формирующий. На этом этапе происходит формирование у детей самостоятельности, принятию решений, выполнения поставленных задач, стремление к саморазвитию. На этом этапе воспитанники обучались по методике М. Монтессори.
III этап. Контрольный. Учитывая результаты констатирующего, формирующего этапов, мы определили цель и задачи контрольного этапа исследования.
Цель: на контрольном этапе сравнить результаты традиционного развития самостоятельности у детей и результаты развития самостоятельности у детей в системе М. Монтессори.
Задачи:
1) определить, насколько развитие самостоятельности в системе М. Монтессори является более эффективным, чем в традиционном воспитании;
2) выявить, насколько активно воспитанники стали проявлять самостоятельность.
На этом этапе проводим повторную педагогическую диагностику с детьми (метод наблюдения («Наблюдение за поведением ребенка», «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс, анализ результатов деятельности детей) и полученные результаты сопоставляем с результатами, которые выявили на констатирующем этапе.
Выбирая психолого - педагогический диагностический инструментарий для изучения самостоятельности детей мы руководствовались следующим:
1) педагогическое исследование проводилось в свободной деятельности детей, с учетом их самостоятельного выбора;
2) каждая из используемых методик затрагивала разные стороны психического, личностного, социального развития детей;
3) достоверность получаемых выводов была обеспечена при условии сопоставления данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других методик, а также динамикой развития и характеристиками, которые дают им воспитатели.
Для выполнения задания детям предлагалось использование материала Монтессори в решении поставленных задач (работа по инструкции).
Инструкция: Выполнить ряд заданий самостоятельно в любом порядке, не ограничивая во времени. Для количественной оценки.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оценивались баллами.
Тест самооценки применялся в целях суждения о самостоятельности формирования самооценки ребенка. Полученные данные отмечались в бланке, на котором расположено 6 шкал: творческая активность, самодисциплина, доброжелательность, коммуникативные способности, ответственность, самостоятельность. Все шкалы изображены в виде %.
Исследование : работа с детьми проводилась ежедневно, посещение специально оборудованного помещения 3 раза в неделю по 1 занятию, согласно САНПиН (30 минут) за 1 раз.
Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно. В Монтессори группе дети любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы.
Методика Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу. Но свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому дети отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься. Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты. В группе Монтессори нет соревнования между детьми. Каждый ребенок работает в том темпе, который он для себя выбрал. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность несет награду в себе — это интерес к эксперименту и эмоции роста. В группе существуют «Правила взаимоудобной жизни». Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Эти правила обязательны для всех, кто приходит, — детей, воспитателей, родителей, посетителей:
• «Хочешь работать вместе — договорись об этом».
• «Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
• «После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
• «Когда трудно — просят о помощи и благодарят» и т. п.
Со временем правила органично входят в жизнь ребят.
По завершению работы с детьми старшего дошкольного возраста проведена повторная психодиагностика по тем же методикам.
Результаты контрольной психолого-педагогической диагностики показали повышение личностных показателей, как «высокий уровень».
Дети изменились, у них повысилась самостоятельность, самоорганизация своей деятельности, умение делать выбор, умение брать ответственность на себя, самодисциплина, творческая активность, интеллектуальные способности.
У детей повысился интерес к самостоятельной работе, изучению нового материала, появилась активность в предложениях тем для изучения и экспериментов. Они научились искать, оформлять и доносить до аудитории материал по заданной теме. Творческие работы приобрели индивидуальный характер. Выполнение заданий приобрело исследовательский характер, к каждому выполненному заданию дети добавляли новые интересные факты и приводили примеры. Дети самостоятельно стараются разрешать конфликты и сдерживать свои негативные эмоции, проявляют доброжелательность по отношению к другим, оказывают помощь, сочувствуют и стараются утешить, пожалеть сверстника.
Коллектив группы себя описывает как одно целое.