Инна Ковалева
Исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка в системе работы воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Древний мыслитель Плутарх о детях сказал одну замечательную фразу: «Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить». Действительно, воспитание в жизни человека играет большую роль. Детей воспитывают дома и в детском саду. Перед воспитателем дошкольного образовательного учреждения стоит ряд важных задач: 1) передавать необходимые навыки для последующего развития; 2) психологически подготовить детей к новому этапу их жизни – обучению; 3) воспитывать, обучать детей; 4) планировать с детьми коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных способностей. Выполнение этих задач невозможно без знаний эмоциально-личностной сферы ребёнка, без учёта его индивидуальных способностей, его эмоционального фона. В данной статье мы затронем вопрос о способах исследования эмоционально-личностной сферы ребёнка и использовании полученных данных в системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка в системе работы воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Повышенная агрессивность, скрытность, тревожность – одни из наиболее часто встречающихся проблем детства. По мнению известного учёного Леонарда Берковица, для большинства дошкольников характерны те или иные формы выражения агрессии. Переживания, разочарования ребёнка, которые нам, взрослым, кажутся мелкими и совсем незначительными, для ребёнка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми. Это связано с незрелостью его нервной системы. Гельмут Фигдор в своей книге «Дети разведённых родителей» пишет: «Если мы, взрослые сможем себе представить, насколько дети находятся в плену своих аффектов, то поймём, на сколько разочарований вынуждены они постоянно переживать».
В настоящее время существует множество методик для исследования эмоционально-личностной сферы ребёнка. Приведё м примеры некоторых из них:
- рисуночный тест «Дом- Дерево- Человек». С его помощью можно увидеть степень агрессивности, негативизма, враждебности, конфликтности ребёнка;
- тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Используется для определения уровня тревожности ребёнка 4-7 лет. Степень тревожности показывает уровень эмоциональной приспособленности к социальным ситуациям, отношение ребёнка к определённой ситуации. Кроме этого с помощью данного теста можно получить косвенную информацию о характере взаимоотношений ребёнка со взрослыми в семье и со сверстниками в коллективе.
- графическая или проективная методика «Кактус». Предназначена для детей от 3-4 лет. Используется с целью выявления состояния эмоциональной сферы ребёнка, наличия агрессии, её направленности, интенсивности.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую одну из проективных методик, или как её ещё называют графическая методика – «Кактус» М. А. Панфилова. Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3-4 лет. Целью её является исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка. Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования, но и радуются заинтересованности взрослого к рисунку. Они любят подолгу объяснять то, что изображено на рисунке.
При проведении диагностики ребёнку выдаётся лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен и вариант с цветными карандашами. В своей работе я использую вариант с простым карандашом. Далее ребёнка в устной форме даё тся инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Далее идёт этап обработки данных. При обработке результатов во внимание принимаются данные, соответствующим графическим методам, а именно: размер рисунка, его пространственное положение, сила нажима на карандаш, характеристики линий. Кроме этого, учитываются и специфические показатели, характерные именно для данной методики: а именно: характеристика «образа кактуса» (домашний, женственный, дикий и т. д.); характеристика иголок (количество, размер, расположение); характеристика манеры рисования (схематичный, прорисованный и др.). При этом важен эффект первого впечатления, то есть детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребёнок пытается выразить свою проблему.
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать такие качества личности испытуемого ребёнка, как:
- агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу отражают высокую степень агрессивности.
-импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
- эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
- неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
- демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
- скрытность, осторожность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
- оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
- тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование тёмных цветов в варианте с цветными карандашами.
- женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
- экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
- интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
- стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
- отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребёнку в качестве дополнения можно задать следующие вопросы, которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4. У кактуса есть соседи?
5. Какие растения его соседи?
6. Когда кактус вырастет, что в нём изменится?
Приведу пример использования данной методики. Методика проводилась с детьми 4 лет.
В первом случае испытуемый – мальчик. На момент выполнения данной методики мальчику исполнилось 4 полных года. Рисунок нарисован ручкой, что уже противоречит инструкции. Это означает сопротивление. На рисунке видим: отрывистые линии; сильный нажим; рисунок расположен в центре листа; вычурность форм; на рисунке изображён только один кактус; наличие цветочного горшка на рисунке; изображение домашнего кактуса. Таким образом, проанализировав рисунок, мы можем выдвинуть следующие гипотезы относительно ребёнка. У него развита такая черта характера, как импульсивность, выражаемая в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием эмоциональных переживаний или внешних обстоятельств. Но для его возраста это нормально. Наличие данной черты обусловлено недостаточной развитостью контроля за поведением. Присутствует эгоцентризм, стремление к лидерству, скрытность. Выражена интровертированность – особенность личности, характеризующаяся внутренней направленностью переживаний, склонностью к погружению в мир собственных чувств и мыслей, малой зависимостью содержания психики от контактов с окружающими, пассивностью в общении. Ребёнок стремится к домашней защите, испытывает чувство семейной общности.
Во втором случае испытуемый – девочка. На момент выполнения данной методики девочке исполнилось 4 полных года. На рисунке видим: наличие сильно торчащих, длинных иголок; сильный нажим; крупный рисунок, расположенный в центре листа; наличие на рисунке других кактусов, изображение домашнего кактуса; кактус оторван от горшка. Проанализировав рисунок, мы можем выдвинуть следующие гипотезы относительно ребёнка. У девочки развита такая черта характера, как импульсивность. Кто того выражена и агрессивность – проявляется в открытой злобе, недовольстве. Присутствует эгоцентризм, стремление к лидерству, открытость. Выражена интровертированность. Ребёнок стремится к домашней защите, испытывает чувство семейной общности. Но вместе с этим и присутствует чувство одиночества.
Обработав результаты данной методики, мы можем их использовать при планировании воспитательно-образовательной деятельности : выборе тем для бесед с детьми, выполнения трудовых поручений, чтении художественной литературы, выборе комплексов утренней и после сна зарядки, непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы и др. Преимущество данного планирования состоит в учёте индивидуальных качеств воспитанников и их эмоционально-личностной сферы. Это позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной деятельности педагога в целом.
Литература
1. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям дет. садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования/ Белая К. Ю. - М. : АСТ, 1998. - 393 с.
2. Буре Р. С. Воспитатель и дети /Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. М. : Просвещение, 1985
4. Гавва В. Кто он, будущий педагог/ В. Гавва // Дошкольное воспитание. -2003. -N 1. - С. 97
5. Смыш В. П. Моя профессия - воспитатель детского сада/В. П. Смыш. -М. : Просвещение, 1989