Екатерина Юрченко
Педагогическое исследование «Эмоциональное благополучие детей в старшей группе и способы его достижения»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6. ФГОС ДО). Этот факт можно проследить и в других документах, например, в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения так определено понятие здоровье: «…состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Из этого определения понятия здоровья, данного ВОЗ видно, что душевное и социальное благополучие – это важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием.
Публикация «Педагогическое исследование „Эмоциональное благополучие детей в старшей группе и способы его достижения“» размещена в разделах
Л. С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка".
Поэтому, в рамках дошкольного возраста, данная проблематика является особенно актуальной.
Цель данной статьи: описать способы формирования эмоционального благополучия в семейном воспитании и в условиях ДОО как основы психологического здоровья.
На мой взгляд уровень эмоционального благополучия будет повышаться, если:
• педагоги ДОУ будут уделять особое внимание эмоционально-развивающей среде, где ведущую роль играет взаимодействие воспитателя с детьми, основанное на доверии, взаимопонимании, доброжелательности;
• родительское отношение к ребенку будет характеризоваться любовью, уважением, понимание возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка.
Разработка проблемы эмоционального благополучия личности берет начало с работ представителей различных философских течений: Аристотеля, Гоббса, Декарта, Спинозы. Данное научное направление рассматривали такие ученые как: Эльконин Д. Б., Сухомлинский В. А., Анохин П. К., Бреслав Т. М., Запорожец А. В., Выготский Л. С., Бехтерев В. М., Изард К. Е., Аргайл М. и др.
Проблема исследования на мой взгляд заключается в следующем: в изучении форм и методов обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Обобщение причин и условий возникновения проблем эмоционального благополучия ребенка в детском саду, осуществляется через анализ отрицательных эмоциональных состояний и поведенческих реакций их порождающих. Поэтому целесообразно выбирать следующие методики:
Тест на оценку уровня тревожности ребенка» (А. И. Захаров);
«Несуществующее животное» (Е. А Рогов.);
«Кактус» (М. А. Панфилова).
В нашей группе совместно с психологом мы провели обследование детей на уровень эмоционального благополучия, который позволили наметить основные направления в работе по улучшение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:
1. Совместная деятельность педагога с детьми, основанная на субъект-субъектном подходе и направленная на формирование эмоционального благополучия дошкольника с использованием разных форм взаимодействия;
2. Работа с родителями, направленная на просвещение в области эмоционального благополучия ребенка.
3. Применение приемов персонально-личностного подхода.
Формы совместной деятельности:
1. Игры с детьми на развитие эмоциональной сферы.
2. Ритуалы: утреннее приветствие, умывание, подготовка к приему пищи, ритуалы с применением, игрушек — мирилок.
3. Традиции детского сада.
4. Рисовальная стена
5. Выставки в «Стране творчества»
6. Изготовление «лэпбука».
7. Информирование ребенка о предстоящей деятельности
8. Центр психологической разгрузки
4. Сказкотерапия
5. Песочная терапия
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование родителей с целью оценки особенностей поведения детей дома и в условиях детского сада;
2. Консультирование семей воспитанников по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей;
3. Информационно-просветительская и развивающая работа в области эмоциональной сферы ребенка (Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»).
Приемы персонально-личностного подхода:
• «Расклад»,
• «Заражение»,
• «Подарки»,
• «Эмоциональное поглаживание и обволакивание»,
• «Гейша»,
• «День прошел» итд
Цель обследования и совместной деятельности воспитателя и детей : помочь детям дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Анализ результатов, полученных нами при проведении диагностических методик, выявил, что у детей низкий уровень тревожности.
Поэтому важным компонентом в своей педагогической деятельности я считаю я считаю нацеленность на эмоциональное благополучие детей и их здоровье.