Светлана Лукьянова
Педагогический эксперимент по изучению формирования навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родители зачастую не обращают внимания на коммуникативные трудности детей, оправдываясь отсутствием сложностей в общении их ребенка, непринятием того, что дети, как и взрослые, могут переживать по поводу конфликтов или собственных неуместных слов, что также могут осознавать свои тревоги, коммуникативные барьеры и т. п. Подобные проблемы возникают в столь раннем возрасте в связи с особенностями развития детской психики.
Публикация «Педагогический эксперимент по изучению формирования навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В современном мире зачастую наблюдается дефицит активного «живого» общения между ребенком и взрослым. А происходит это и вследствие повсеместного бесконтрольного использования различных гаджетов, и высокой занятости родителей на работе. Замыкаясь на телефоне, компьютере или телевизоре, дети меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом, что приводит к трудностям в адаптации в социуме, умении общаться с другими людьми.
У детей с подобными нарушениями наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, замкнутость, недостаточное развитие познавательной деятельности, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера.
Современные дошкольники зачастую испытывают сложности в обращении к другому человеку, не могут правильно сформулировать свою мысль, затрудняются в установлении контакта, как с взрослыми, так и со сверстниками. Многочисленные ситуации затруднённого общения очень часто провоцируют у ребёнка негативные эмоции, совладать с которыми ребёнок ещё не может и поэтому чаще всего использует такие формы психологической защиты, как пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация и компенсация.
Важнейшее условие успешного социального и интеллектуального развития ребёнка - это умение общаться. Социально - коммуникативное развитие дошкольников происходит посредством игры как ведущей детской деятельности. Собственно игра, согласно ФГОС ДО, и выступает как форма социализации ребёнка.
Актуальность темы объясняется неуклонно растущим интересом к коммуникативным проблемам, которые сопровождают детей с отклонениями в психическом развитии. Потребность в коммуникациях была отмечена учёными у детей на самых ранних этапах развития. Именно в них ребёнок присваивает социокультурный опыт, выражает свою ценность и достоинство, строит отношения с миром. Сегодня, несмотря на значимость проблемы, исследования, посвященные формированию коммуникативной культуры у дошкольников, фрагментарны и недостаточно широко изучены.
Нередко особенности формирования и развития навыков межличностного и диалогического общения дошкольников, их личностные особенности на практике не учитываются.
Понимание особенностей и причин коммуникативных проблем у детей очень важно с точки зрения поиска путей разрешения этих проблем.
Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
По нашему мнению, в игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Но несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.
Сюжетно-ролевые игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет.
Сюжетно-ролевая оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
По-нашему мнению, игровые группы, возникающие на основе личного интереса, - самые устойчивые по составу группы. На этой основе развиваются и живут играющие коллективы детей. Общественность здесь выражена в сложном виде оценочного отношения друг к другу.
Педагогический эксперимент по изучению навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Целью нашего исследования было изучение эффективности выявленных психолого-педагогических условий формирования навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- определить условия проведения исследования, выявить и теоретически обосновать критерии, определяющие эффективность предлагаемой работы;
- определить и апробировать методику для отслеживания результатов по выбранным критериям;
- экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие воспитанники МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Маленькая страна» (г. Реутов Московской области). Возраст детей: 5-6 лет, количество обследуемых - 16 человек, из них 10 мальчиков и 6 девочек.
Индивидуальные особенности коммуникативной активности проявляются у детей в сюжетно-ролевых играх. Кроме наблюдения можно специально создавать ситуации, требующие проявления динамических особенностей общения ребенка (например, обращения ребенка к сотрудникам детского сада с просьбой; коллективные формы выполнения поручений; совместная деятельность по изготовлению игрушек, пособий, украшений для помещений детского сада и т. д.).
Для исследования межличностных отношений ребят, выявления психологического климата в группе, нами было проведено наблюдение за поведением и деятельностью детей во время сюжетно-ролевых игр. На каждого испытуемого мы заводили Протокол, в котором отмечали наличие данных показателей и степень выраженности по таким параметрам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон.
В результате наблюдения за поведением ребят до занятия, во время и после, нами были сделаны выводы о повышенном уровне дискомфорта в группе, о напряженности межличностного общения у детей, неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним, неспособность видеть и слышать другого.
Для сравнения коммуникативных качеств личности у старших дошкольников в группе детского сада было проведено экспертное оценивание по методике Р. С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Эта методика представляет собой опросник, с помощью которого можно определить уровень коммуникативной активности детей в исследуемой группе.
Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники, воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. С помощью этого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, щедрость, внимательность к людям, правдивость и честность, вежливость, справедливость, общительность, жизнерадостность, ответственность.
В данном опросе участвовали родители 16 детей. Им было предложено подойти к данному эксперименту серьезно и ответить на данные вопросы предельно честно. Родители оказались заинтересованы в диагностики своих детей.
Исходя из ответов родителей на данные вопросы, группа разделилась на две группы. Было выявлено, что из 16 старших дошкольников, у 10 детей уровень развития коммуникативных качеств личности ребенка средний, а высокий уровень развития имеют 6 детей. Следует отметить, что среди опрошенных родителей отсутствуют результаты низкого и очень низкого уровня развития детей. Также, исходя из результатов, не наблюдается очень высокий уровень развития.
Подводя итог данного эксперимента, следует обратить внимание на то, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми - это важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
В ходе исследования были выявлены определенные проблемы коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.
Также исследуя типологическую группу детей, основанную на ответах родителей, были выявлены чаще встречающиеся отрицательные ответы родителей на вопросы о взаимоотношениях их ребенка с окружающими детьми.
Чаще всего отрицательные ответы родителей были на вопросы: «внимательный ли Ваш ребенок?» и «щедрый ли Ваш ребенок?», а также на вопрос «правдивый ли Ваш ребенок?».
Исходя из отрицательных ответов родителей, следует сделать вывод, что развитие внимательности, щедрости и правдивости напрямую зависит от деятельности родителей и воспитателя. Поэтому формирование данных качеств должно стать приоритетным направлением в развитии коммуникативной сферы детей, что обеспечит более гармоничное общение детей с окружающими людьми.
Для подтверждения ранее полученных данных в результате проведения различных методик, бесед и опроса мы использовали графический тест «Моя семья».
В результате интерпретации рисунков в целом мы можем сказать, что у детей действительно есть проблемы, а именно скованность, напряженность, выраженные отрицательные эмоции.
Тест нам дал информацию о внутрисемейных отношениях: о том кто в семье главный, кто для ребенка является авторитетом.
Подводя итог исследований, следует сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы, так как именно они обеспечивают успех в учебе, принятие ребенка в коллективе сверстников и продуктивное общение со взрослым.
Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на стадии констатирующего эксперимента позволил четко спланировать следующий этап нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей, внутрисемейное положение, и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Система работы по формированию навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста, работа с родителями и педагогами
Разрабатывая план работы на этапе формирующего эксперимента, мы ставили перед собой цель повышения уровня коммуникативных навыков детей, а также для развития коллективизма и сплоченности в исследуемой группе был проведен особый комплекс игровых занятий. Весь комплекс игр, входящих в игровые занятия, помогает развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы, учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи, а также жесты, мимику. Параллельно развиваются творческие способности детей, память, мышление, воображение, внимание, коллективизм, сотрудничество.
Эффективным средством развития коммуникативных способностей является игра. В связи с этим нами были разработаны игровые занятия на формирование коммуникативных навыков.
Каждое игровое занятие включает в себя: вводную, основную и заключительную часть.
В вводной части проводятся тактильные игры, игры на снятие психоэмоционального напряжения, которые помогают детям раскрепоститься.
Основная часть представлена играми и заданиями, выполняя которых дети знакомятся с темой данного занятия.
А в заключительную часть входят игры на рефлексию релаксацию.
Данные занятие проводились в подготовительной группе с начала учебного года. (см. Таблица 1).
Таблица 1
Перспективное планирование игровых занятий по развитию коммуникативных способностей у детей подготовительной группы
Данные занятия проводились 1 раз в неделю групповым и подгрупповым способом. Обычно на групповых занятиях присутствовало 9 и более детей, а на подгрупповых занятиях присутствовало 4 и более детей. Занятия проводились в первой половине дня. Место проведения занятий определялось темой занятия. Занятия проводились в групповой комнате, музыкальном зале и в кабинете психолога.
Занятия в течение месяца объединялись общей тематикой.
Изучая данные темы, у детей развиваются их коммуникативные способности, а также они учатся взаимодействовать друг с другом в различной деятельности, решать конфликтные ситуации, ценить дружбу, быть вежливыми и приветливыми друг с другом.
Во время проведения игровых занятий за ребятами велось наблюдение, в результате которого было отмечено повышение заинтересованности детей, положительный настрой на совместную работу.
Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным состоянием испытуемых, и с группой в целом, которое перешло на качественно новый уровень. Наблюдалось повышение инициативности и активности ребят в совместной деятельности. При помощи сюжетно-ролевых игр у детей наладилось взаимоотношение в группе. Детальное исследование и сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных мы провели на этапе контрольного эксперимента.
Анализ результатов работы по формированию навыков коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Целью контрольного эксперимента являлось обобщение и сравнительный анализ результатов полученных на этапах констатирующего и формирующего эксперимента, а также составление и систематизация выводов, заключений.
После проведения комплекса игровых занятий и игр на общение в группе заметно уменьшились конфликты, дети научились договариваться в конфликтных ситуациях, повысилась дружелюбная атмосфера в коллективе, а также возрос уровень коммуникативных способностей у детей.
Систематические занятия с детьми в игровой форме помогли каждому ребенку повысить у себя уровень развития коммуникативных навыков, а также чувствовать психологическую защищенность и комфорт в группе.
Для закрепления развития коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия друг с другом, мы использовали сюжетно-ролевую игру «К нам приехал доктор Айболит».
Цели: развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание; формирование умения применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
Задачи: учить помогать и поддерживать товарищей; учить выполнять различные роли.
Примерный ход игры.
Воспитатель: (показывает на сидящие на диване игрушки - зайку, мишку, куклу, ежика) Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Ой, вы все пришли с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями! Но доктор Айболит уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Леша, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет.
«Доктор», внимательно выслушав и осмотрев каждого «больного», оказывает необходимую помощь пострадавшему, дает рекомендации по лечению, назначает лекарства. Ему помогает «медицинская сестра» - жительница Цветочного города Незабудка. «Консилиум» (ребята, не являющиеся «больными») подсказывает Айболиту, исправляет, дополняет, оценивает, верно ли оказана помощь, дает советы «больному».
Медсестра: Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я - медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.
Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
Медсестра: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Ульяна, иди работать за меня. Приводите к Уле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно.
Игра продолжается.
На контрольном этапе эксперимента мы только объясняли правила и ход игры, не вмешиваясь в развитие действий.
Дети, которые раннее не проявили свою фантазию, творчество, в этой игре вышли на качественно новый уровень. Ребята совместно изменяли сюжет игры в новую сторону, наметили общий план, последовательность действий, во время игры возникали новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывались и в том, как в содержании игры комбинировались различные впечатления из жизни.
Наблюдая за поведением ребят именно в этой игре (самостоятельной, мы отметили следующие положительные изменения: ребята научились понимать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, согласовывать свои действия. Группа стала более дружелюбной и сплоченной, коммуникативные барьеры снизились, улучшился эмоциональный фон и атмосфера в коллективе.
Улучшения коммуникативных способностей детей также заметили и их родители.
В итоге нашей беседы с родителями, мы для себя поняли, что работа в группе была проведена продуктивно и принесла хорошие результаты. Дети стали более общительными, шли на уступки друг другу, оказывали посильную взаимопомощь своим партнерам по сюжетно-ролевым играм, улучшилась атмосфера в коллективе, повысилась эмоциональная комфортность в группе, а также доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми, у детей повысился словарный запас.
Вывод по проведенному эксперименту
В результате такого комплексного подхода в группе создалась атмосфера радости и комфорта, расширились условия для самовыражения и творчества ребенка. Занятия и игры для развития коммуникативных способностей очень эффективны и полезны для детей старшего дошкольного возраста.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Индивидуальные особенности коммуникации у детей дошкольного возраста зависят от их типа темперамента. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные особенности. Воспитателю следует правильно определять индивидуальный подход к детям с различным типом темперамента.
2. Следует уделять особое внимание развитию коммуникации, т. к. именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие коммуникативных навыков.
3. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы
4. Систематическое проведение коммуникативных игр в группе формирует, развивает, а также и корректирует у детей уровень социальной коммуникативности.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Нами были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
Нами были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых мы выделили:
1) воспитатель должен играть вместе с детьми;
2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства;
3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.
В процессе нашей практической деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выявлены проблемы межличностных взаимоотношений в группе, а также низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общая эмоциональная напряженность и нестабильность.
В процессе дальнейшей работы, направленной на снятие коммуникативных барьеров, улучшение психологического климата в группе, эмоционального состояния детей через проведение цикла игр, целью которых являлось всестороннее развитие личности ребёнка, расширение возможностей, установления контакта в различных ситуациях общения, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладение навыками эффективного слушания, активизация самопознания и самоактуализации, расширение диапазона творческих способностей.
Подтверждающие наше предположение заключения и выводы мы сформулировали на основании данных, полученных в результате опросов, наблюдений и индивидуальных бесед с родителями.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Поставленные нами цели и задачи исследования выполнены и решены.