Татьяна Шабалина
Педагогический, творческо — исследовательский проект «Будь природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Будь природе другом»
Автор: старший воспитатель Т. И. Шабалина
высшая квалификационная категория
Вид проекта : педагогический, творческо-исследовательский.
Тип проекта : долгосрочный.
Сроки проведения: с 01.09.2020 г по 31.08.2021г
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, социальные партнеры.
Паспорт проекта
Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»
Публикация «Педагогический, творческо — исследовательский проект „Будь природе другом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Полное наименование проекта Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Будь природе другом»
Автор проекта Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Т. И. Шабалина высшая квалификационная категория
Участники проекта Заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, социальные партнеры.
Адрес МБДОУ Оренбургская область, г. Медногорск, Пер. Тульский, д. 5.
Телефон 3-40-59
Электронная почта ДОУ dou_5_medn@mail.ru
Электронная почта автора проекта : tatyanka.shabalina.76@mail.ru
Адрес официального сайта ДОУ в сети интернет https://dou-5-medn.ucoz.ru
Вид проекта Педагогический, творческо-исследовательский
Тип проекта Долгосрочный
Краткое содержание проекта Проект направлен на создание системы работы в ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста, взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Место реализации проекта МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Сроки реализации проекта 01.09.2020г – 31.05.2021г
Цель проекта : Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Актуальность: Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических проектах, возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Задачи:
- создание методической системы работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
Для педагогов Для воспитанников Для родителей Для социальных партнеров
-Повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста;
-Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей. - - расширение знаний о растительном и животном мире;
- бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
- формирование стремления к исследованию объектов природы;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повышение компетенции родительской общественности в вопросах экологического воспитания детей для соблюдения единства семейного и общественного воспитания.
Родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды группы, территории ДОУ. Расширение форм сотрудничества и взаимодействия.
Современные образовательные технологии, используемые при реализации проекта :
Здоровьесберегающие технологии Применение физкультминуток на экологическую тему, проведение физкультурных занятий и развлечений.
ИКТ - технологии Разработка презентаций на экологическую тему, изучение образовательных интернет порталов. Позволяют отправиться в путешествие по разным странам и городам, селам, заповедным зонам. Позволяют просматривать развивающие мультфильмы, играть в дидактические игры. Подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов группы. Создание презентаций в программе Power point для повышения эффективности образовательной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии Позволяют ребенку проявить собственную активность, иметь свободу выбора деятельности, партнеров совместной деятельности, наиболее полно выразить себя. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, гендерный подход, уровня развития детей.
Технологии проектной деятельности Детские творческие и исследовательские проекты «Во саду ли в огороде» «Огород на окне», «Экологический калейдоскоп» и другие.
Технологии исследовательской деятельности Метод каталога (обучение творческому рассказыванию, метод «Системный анализ» (позволяет рассмотреть мир как систему, метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» (разделение ситуации на реальную и фантастическую, метод ММЧ (моделирование маленькими человечками.).
Технология проблемного обучения Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы, не бояться допускать ошибки, самостоятельно искать способы решения проблемы. Картотека проблемных ситуаций, проблемных вопросов.
Теоретическая и практическая значимость проекта :
1. Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений различной направленности.
2. Мастер-классы педагогов по изготовлению пособий и дидактических материалов могут применяться в работе педагогами других ДОУ.
3. Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация для педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Разработанные формы работы с родительской общественностью и социальными партнерами могут применяться во всех возрастных группах ДОУ.
План реализации проекта :
(В плане реализации проекта возможны изменения, перенос даты проведения мероприятий, изменение наименований мероприятий).
Подготовительны этап
Сентябрь 2020г Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучение современных научных разработок в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в уголках природы.
Создание творческой группы по реализации проекта : старший воспитатель, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Анализ подготовки педагогических кадров, участников творческой группы по реализации проекта.
Состав творческой группы по реализации проекта : все педагоги ДОУ.
Анализ профессиональной подготовки педагогических кадров, творческой группы по реализации проекта :
№ ФИО педагога Образование Категория
Основной этап
сентябрь – май 2021г
Мероприятия Ответственный
Тематическое оформление коридора ДОУ по теме проекта. В течении года Старший воспитатель
Тематическое оформление групп и приемных во всех возрастных группах. В течении года Педагоги ДОУ
Беседы с детьми по вопросам охраны природы во всех возрастных группах В течении года Педагоги ДОУ
Занятия, образовательные события, путешествия на экологические темы во всех возрастных группах В течении года Педагоги ДОУ
Труд и наблюдения детей в природе, уголках природы В течении года Педагоги ДОУ
Изготовление дидактических пособий по экологическому воспитанию. Во всех возрастных группах. В течении года Педагоги ДОУ
Разработка картотек игр по экологическому воспитанию во всех возрастных группах В течении года Педагоги ДОУ
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» октябрь С. Н. Будникова
Конкурс «Лучший плакат на экологическую тему» октябрь Старший воспитатель, педагоги ДОУ
Оформление паспорта комнатных растений в группе. октябрь Педагоги ДОУ
Акция: «Интересно, что у нас под ногами?»
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
ноябрь Педагоги ДОУ
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь не нужным вещам» ноябрь Педагоги ДОУ
Акция: «Ёлочка-краса»
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям. декабрь Педагоги ДОУ
Открытый просмотр занятии по экологическому развитию декабрь Педагоги ДОУ
Акция: «Капелька воды»
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Акция: «Капелька воды»
январь Педагоги ДОУ
Педагогический совет : «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»
Выступление: «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» февраль Старший воспитатель
Акция: «Столовая для пернатых»
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края. февраль Педагоги ДОУ
Городской семинар - практикум «Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.» март Старший воспитатель
Проект «Огород на окне» во всех возрастных группах апрель Педагоги ДОУ
Конкурс «Весенний букет» в разновозрастной группе май С. С. Аширова
Фотоконкурс «Природа и мы» средняя группа
май Поселенцева И. Ю.
Проект «Озеленение территории ДОУ» Апрель - май Педагоги ДОУ
Анализ и контроль за реализацией проектной деятельности
май Заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ
Закрытие проекта по экологии. Музыкальный руководитель
Заключительный этап
август 2021 г. Описание опыта построения системы экологического воспитания в ДОУ Старший воспитатель
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ Старший воспитатель
Создание фотоотчета по проекту Старший воспитатель
Публикации в педагогических сборниках, размещение информации о проекте и его результатах на сайте ДОУ, на личных сайтах, на сайтах педагогических образовательных порталов. Педагоги ДОУ
Мониторинг
- Проведение мониторинга реализации проекта проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс – анализа.
- Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач.
- Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, по итогам проведения конкурсной работы.
- Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по созданию системы работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
- Процесс создания системы экологического воспитания детей дошкольного возраста длительный и творческий. Поэтому в завершении проекта будет проведен анализ полученных результатов, и будет принято решение о необходимости продолжения проекта в следующем учебном году.
-Вовлечение в проект всех педагогических работников ДОУ.
- Привлечение социальных партнеров ДОУ.