Мария Боровкова
Педагогический совет «РППС как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«РППС как средство поддержки
инициативы и самостоятельности детей»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.
План педагогического совета :
1. Сообщение «Среда – третий педагога»
2. Итоги тематического контроля по вопросу: «Планирование инфраструктуры РППС с учетом рекомендаций Минпросвещения»
Темочки:
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
3. Деловая игра «Знатоки развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
Деловая игра
«Знатоки развивающей предметно-пространственной среды
в ДОО»
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим педагогический совет «РППС как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей», который пройдет в форме интеллектуальной игры «Знатоки развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».
В игре принимают участие две команды: команда "Творцы" и команда – «Созидатели».
Команды представьтесь, пожалуйста.
Мы команда "Творцы".
Наш девиз: «Думай, твори и создавай»
Мы команда – «Созидатели».
Наш девиз: «Созидай! Действуй! Вдохновляй!»
Уважаемые коллеги, приглашаю поиграть и проблемы порешать.
Что – то вспомнить, повторить, что не знаем, подучить.
Ход игры
Первое задание Скоростной «Блиц-опрос»
Вопросы командам будут задаваться по очереди. Ваша задача – отвечать быстро, в случае отсутствия ответа, ход переходит к сопернику.
- Система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда).
- К какому уголку сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»).
- К какому уголку сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»).
- К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»).
- О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
- О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»).
- Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность).
- Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание или познавательная деятельность);
- Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
Молодцы, с первым заданием вы справились.
Второе задание «Заполни пропуски»
Уважаемые игроки, вам необходимо выбрать из предложенных ответов, подходящие по смыслу слова или фразы, и вставить их в утверждения.
1. Среда должна быть … каждому: и взрослому, и ребёнку. (легкая, большая, интересна, хорошая, богатая)
2. Среда должна обеспечивать богатый выбор для…работы с детьми.
(контроля образовательного процесса, коллективной и индивидуальной работы, обеспечения индивидуальных естественных потребностей ребенка)
3. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …. (работы и отдыха педагогов, бесед с родителями, выполнения функционала помощника воспитателя, двигательной активности)
4. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку младшего дошкольного возраста найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
(с родителями, с администрацией ДОО, с педагогами и со сверстниками)
В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО (российской академии образования) составители предлагают три варианта проектирования РППС : по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности (письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:
- активной деятельности,
- спокойной деятельности,
- познания и творчества.
Третье задание «Распредели центры по зонам активности».
Зоны детской активности Центры
1. Зона активной деятельности Центр настроения
Крупные постройки
Опыты и эксперименты
2. Зона спокойной деятельности Сюжетно-ролевой игры
Продуктивная деятельность
Настольные игры
3. Зона познания и творчества Зона чтения
Зона уединения
Зона активного движения
Совместные занятия (ООД)
Правильный ответ
Зоны детской активности Центры
1. Зона активной деятельности Зона активного движения
Крупные постройки
Сюжетно-ролевой игры
2. Зона спокойной деятельности Центр настроения
Зона чтения
Зона уединения
Настольные игры
3. Зона познания и творчества Опыты и эксперименты
Продуктивная деятельность
Совместные занятия (ООД)
Четвертое задание
Что лежит в «педагогическом сундучке»
Он пластмассовый, колючий
Он массирует мне ручки.
Мне с ним нравится играть,
Трогать, прятать и катать.
С чем же так играю я?
Подскажите мне друзья!
Правильно, это чудесный мячик Су-Джок!
Скажите, пожалуйста, атрибутом какого центра является Су-Джок и его назначение. Давайте с ним поиграем.
Су – Джок – это лечебное воздействие на биологически активные точки кистей рук и стоп ног («су» – это кисть, «джок» – стопа) которые соответствуют всем органам и участкам тела.
Упражнение с мячиком «Мальчики-пальчики»
Круглый, маленький Су-Джок,
Прикатился на лужок.
(Пальчиками правой руки прокатить мячик по внутренней стороне левой руки, от сгиба в локте до раскрытой ладошки.)
Повстречал там мальчиков
Пять забавных пальчиков.
(Круговыми движениями покатать мячик по всей ладошке и пальчикам)
Этот пальчик не простой
Самый толстый, он большой.
(Прокатить мячик вокруг большого пальчика)
Этот пальчик- указалка,
(Прокатить мячиком до кончика указательного пальчика)
и за ушком почесалка.
(пальчиком погладить мячик)
Средний пальчик самый длинный,
Всей ладошки господин он.
(Покатать мячиком по пальчику, вверх, вниз)
Безымянный для колечка.
(Прокатить мячиком вокруг пальчика)
А мизинчик, он малышка,
Самый младший он братишка.
(Прокатить мячиком по мизинчику и постучать кончиком мизинчика по шипикам)
- Посмотрите внутри мячика спряталось колечко. Раскройте мячик, и я предлагаю вам поиграть с колечком
Пятое задание «Выбери правильный ответ»
1. Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это результат реализации, какой группы требований ФГОС ДО?
- к результатам освоения Программы
- к структуре Программы
- к условиям её реализации
2. Какое количество основных требований к РППС в ДОО определено в Стандарте?
- 5
- 6
- 7
3. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку?
- воспитательный
- развивающий
- коррекционный
Среда должна содержать материал, посильный каждому ребенку, и обеспечивать его развитие. Содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
4. Определите название принципа, реализующего возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющего детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип стабильности – динамичности;
- принцип компенсирования и гибкого зонирования.
5. Что предполагается под понятием «полифункциональность»?
- наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре); появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды : детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д., наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе предметов-заместителей в детской игре);
- наличие средства обучения и воспитания.
6. Вариативность предметно-пространственной среды предполагает
- наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Шестое задание. Разгадай кроссворд
«Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
Уважаемые коллеги, разгадав кроссворд, в выделенных клеточках вы прочитаете название документа, в котором раскрыты основные требования к РППС ДОУ.
1. Т Р А Н С Ф О Р М И Р У Е М О С Т Ь
2. И Г Р О В А Я
3. П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е
4. С Р Е Д А
5. Ц Е Н Т Р Ы
6. П Р Е Д М Е Т
7. Э К О Л О Г И Ч Е С К И Й
1. Один из принципов РППС (трансформируемость)
2. Основной вид детской деятельности (игровая)
3. Одна из образовательных областей? (познавательное)
4. Пространство и окружение вокруг ребенка в детском саду. (среда)
5. Определенные места в группе для различной деятельности детей. (центры)
6. Что лежит в основе детской игры в младших группах. (предмет)
7. Название центра, связанного с изучением природы. (экологический)
Седьмое задание «Собери пазл»
Перед вами лежат карточки, необходимо выбрать связанные между собой картинки и собрать пазл.
С обратной стороны должна собраться картинка центра или уголка, вы должны сказать, как он называется и к какой области относится.
Уважаемые коллеги, вы показали прекрасные знания понятий, принципов, подходов к РППС в дошкольной организации, продемонстрировали умение работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей при выборе правильного ответа, обосновывать свои ответы и доказывать свою точку зрения.
И вас можно назвать «Знатоками предметно-развивающей пространственной среды в ДОО»
Методы настроя на работу
Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
1) Любая предварительная работа. Как говорят художники: «Прежде чем делать эскиз, наточи карандаши». Карандаши мы уже наточили.
2) «Метод швейцарского сыра» - т. е. начинаем дело, «выгрызая» из разных мест наиболее эффективное, интересное, нужное, простое. Проанализировав ситуацию по организации РППС, активно «вгрызаемся».
3) «Промежуточная радость» - разбиваем работу на несколько этапов, за результат получаем награду (профессиональный рост, успехи детей, минуты общения с коллегами и т. д.)
Проект решения педсовета
1. В целях совершенствования РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО педагогам ДОУ :
- провести анализ РППС групп, составить перечень игрового и дидактического материала на электронном и бумажном носителе (паспорт группы, разработать проект инфраструктуры групп;
- создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей;
- обогатить предметную среду ДОУ материалами для самостоятельного детского экспериментирования;
- предоставить широкий спектр изобразительных материалов для самостоятельной изодеятельности, обеспечить возможность демонстрации каждому ребёнку своих успехов с помощью выставок, индивидуальных папок;
- создать уголки уединения, изготовить ширмы и дополнить среду кусками ткани для трансформируемости пространства;
- в группах старшего дошкольного возраста создать "Центры финансовой грамотности";
- создать предметную среду групп более гибкой и динамичной, дающую возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми);
- гибко и вариативно использовать образовательное пространство, обеспечивать сменяемость РППС.
Срок: 01.04.2024 г.
2. Старшему воспитателю оказывать консультативную методическую помощь педагогам.
Срок: постоянно