ольга максимовских
Методическая разработка регионального компонента ООП ДО
Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями родного края. Знакомство с Нижегородской областью и родным городом Саров нашли своё отражение в разработке «Мой родной край – Нижегородская область, Саровская земля».
Основной целью работы по ознакомлению с родным краем является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной культуры родного края.
Публикация «Методическая разработка регионального компонента ООП ДО» размещена в разделах
Окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности, формирует определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии и дает возможность приобщать детей к истории и традициям родного города (края).
При реализации регионального компонента Программы работа в ДОУ строится по направлениям:
- Воспитание чувства любви и гордости к родному краю.
- Приобщение к культурным ценностям, традициям родного края.
- Развитие умения самостоятельно применять полученные знания в разных видах
деятельности.
Содержание направлено на достижение целей формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
формирование любви к своему городу и краю, чувства гордости за него;
формирование общих представлений об окружающей природной среде и своеобразии
природы (климата, экологии, растительном и животном мире данной природной полосы);
воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края;
расширение и углубление детской компетентности о духовном и научном наследии
родного края;
формирование эмоционально-положительное отношение к культурному наследию региона;
приобщение к народным промыслам Нижегородской области и знакомство с лучшими традициями и достопримечательностями города Саров;
развитие умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Географические особенности.
Нижегородский край расположен в центре Восточно-Европейской равнины, большей частью расположен в лесной зоне, присутствуют большие массивы луговых степей. В наших лесах произрастает более 80 древесных и кустарниковых пород. Главные реки: Волга и её приток Ока. На территории области находится Керженский заповедник, 18 заказников и более 300 памятников природы.
Мордовский заповедник. Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича - заповедник, расположенный в Темниковскомрайоне Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи, близко примыкает к городу Саров. На территории заповедника протекает несколько малых рек и ручьёв, около двадцати озёр. Большую часть заповедника (96,6 %) занимают леса, в основном сосновые и смешанные (ель, осина, липа, чёрная ольха, чисто еловые леса занимают небольшую площадь, есть луга. В числе редких растений: венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, водяной орех (чилим, лунник оживающий. На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся, 215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов животных: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось, несколько видов оленей
Памятники природы Сарова: саровские серебряные ключи, Ближняя и Дальняя пустыни и монастырские пруды.
Саров расположен в Нижегородской области, на самом юге региона, у самой границы с республикой Мордовия.
На левом берегу реки Сатис, на протяжении 50 метров, из земли выбиваются крупные и мелкие родники. Вода в них как будто кипит — это поднимается со дна песок. Химический анализ воды из Саровских серебряных ключей показывает, что органических загрязнений нет, т. е. указывает на целебные свойства воды.
Исторические особенности.
Основан город Саров в 1691 году, однако первые упоминания о нем встречаются гораздо раньше: в 1310 году на месте Сарова была тюркская крепость Сараклыч, что переводится как «город людей с желтыми саблями». Позднее здесь был построен мужской монастырь Саровская пустынь, куда и сегодня приезжают паломники со всей страны.
Духовное наследие.
В Сарове много храмов и святых мест: Саровская пустынь, святые источники, Храм Серафима Саровского, Храм Иоанна Предтечи и подземный Храм Киево-Печерских чудотворцев. Храмы впечатляют своей красотой и архитектурой.
Народные промыслы.
Нижегородская область – один из ведущих центров народного и современного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в России, но и во всём мире.
Виды народных художественных промыслов:
Семеновская роспись
Хохломская роспись
Полхов-Майданская роспись
Варнавинская резьба по кости
Гончарный промысел
Городецкая роспись и резьба по дереву
Казаковская филигрань
Кожевенный промысел
Полхов-Майданская роспись
Художественная вышивка
Новинская деревянная игрушка
Резьба по камню
Ведущие отрасли экономики города и региона.
Нижегородская область – индустриальное ядро средней полосы России, одна из самых развитых экономически регионов РФ. Область богата полезными ископаемыми: песком, глиной, доломитом, известняком, гипсом, торфом. В области развиты: чёрная металлургия, машиностроение, судостроение, лесная, химическая, целлюлозно-бумажная промышленности.
Город Саров – один из крупнейших научных центров нашей страны.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание:
народные игры (3-7 года)
Образовательная область «Социально-коммуникативное е развитие»
Содержание:
традиции, праздники, знаменательные даты, учреждения культуры, в том числегородаСарова (4-5 года)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание:
природа Нижегородской области: климат, растительный и животный мир, охранные зоны, природные ископаемые, отрасли (профессии, знакомство внародными промыслами, памятники природы Сарова (3-7 года)
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание:
произведения устного народного творчества, детских поэтов -земляков(3-7 года)
Образовательная область «Художественно-этетическое развитие»
Содержание:
продуктивная деятельность по мотивам народных промыслов Нижегородской области: Семеновская, Хохломская, Полхов-Майданская, Городецкая, росписи, Дымковская игрушка (1-7 года)
Ранний возраст
1-3 года (1-ая, 2-ая группы раннего возраста)
Задачи образовательной работы:
1. Приобщать к устному народному творчеству.
2. Побуждать к участию в исполнении песен, потешек, пестушек.
3. Знакомить детей с назначением предметов быта : народная игрушка, предметы домашней утвари (ложки, шкатулки и т. п, выполненных традициях в народной росписи.
4. Обращать внимание на художественные особенности и красоту предметов народных промыслов.
Младшая группа 3 - 4 года
Задачи образовательной работы:
1. Приобщать к народному прикладному творчеству.
2. Стимулировать желание рассказывать об увиденном, пережитом общении с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности по мотивам народных промыслов.
3. Познакомить с народными играми.
4. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Средняя группа 4 - 5 лет
Задачи образовательной работы:
1. Дать представление о природе богатстве Нижегородской области (городе Саров, сезонных изменениях в природе.
2. Познакомить с наиболее распространенными представителями растительного и животного мира.
3. Познакомить со своеобразием народных промыслов: семеновская, хохломская, полхов-майданская, городецкая, росписи, дымковская игрушка
4. Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в изобразительной деятельности. Подводить к созданию выразительного образа.
5. Воспитание бережного отношения к природе родного края
Старшая группа 5 - 6 лет
Задачи образовательной работы:
1. Продолжить знакомить с природой, Нижегородской области, с богатством нижегородской земли, с сезонными изменениями в природе, с особенностями охранных зон. 2. Уточнить и расширить знания о растительном и животном мире родного края.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования (профессии, традициям и обычаям
3. Познакомить с творчеством писателей, поэтов родного края.
4. Познакомить с предметами народных промыслов: видами росписей, новинской деревянной игрушкой, резьбой по дереву, гончарным промыслом
5. Расширять представления о родном крае и городе. Познакомить с символикой. Достопримечательностями и памятными местами города.
6. Воспитание бережного отношения к природе родного края
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет
Задачи образовательной работы:
1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы природно-географических зонах Нижегородской области.
2. Расширить представление о названиях некоторых природных объектов. Уточнить знания о растительном и животном мире края.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования (профессии, полезные ископаемые, традициям и обычаям родного края.
3. Продолжать приобщать детей к истокам региональной культуры : промыслами -варнавинская резьба по кости, резьба по камню, казаковская филигрань,
кожевенный промысел,
художественная вышивка.
4. Расширять представления о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями и памятными местами, улицами. архитектурными сооружениями и их назначении (дворец культуры, дворец спорта, музей и т. п., с красотой архитектуры храмов Сарова.
5. Воспитание бережного отношения к природе родного края.