Папки-передвижки

Методическая разработка регионального компонента ООП ДО

ольга максимовских
Методическая разработка регионального компонента ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями родного края. Знакомство с Нижегородской областью и родным городом Саров нашли своё отражение в разработке «Мой родной край – Нижегородская область, Саровская земля».

Основной целью работы по ознакомлению с родным краем является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной культуры родного края.

Публикация «Методическая разработка регионального компонента ООП ДО» размещена в разделах

Окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности, формирует определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии и дает возможность приобщать детей к истории и традициям родного города (края).

При реализации регионального компонента Программы работа в ДОУ строится по направлениям:

- Воспитание чувства любви и гордости к родному краю.

- Приобщение к культурным ценностям, традициям родного края.

- Развитие умения самостоятельно применять полученные знания в разных видах

деятельности.

Содержание направлено на достижение целей формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

формирование любви к своему городу и краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений об окружающей природной среде и своеобразии

природы (климата, экологии, растительном и животном мире данной природной полосы);

воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края;

расширение и углубление детской компетентности о духовном и научном наследии

родного края;

формирование эмоционально-положительное отношение к культурному наследию региона;

приобщение к народным промыслам Нижегородской области и знакомство с лучшими традициями и достопримечательностями города Саров;

развитие умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Географические особенности.

Нижегородский край расположен в центре Восточно-Европейской равнины, большей частью расположен в лесной зоне, присутствуют большие массивы луговых степей. В наших лесах произрастает более 80 древесных и кустарниковых пород. Главные реки: Волга и её приток Ока. На территории области находится Керженский заповедник, 18 заказников и более 300 памятников природы.

Мордовский заповедник. Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича - заповедник, расположенный в Темниковскомрайоне Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи, близко примыкает к городу Саров. На территории заповедника протекает несколько малых рек и ручьёв, около двадцати озёр. Большую часть заповедника (96,6 %) занимают леса, в основном сосновые и смешанные (ель, осина, липа, чёрная ольха, чисто еловые леса занимают небольшую площадь, есть луга. В числе редких растений: венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, водяной орех (чилим, лунник оживающий. На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся, 215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов животных: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось, несколько видов оленей

Памятники природы Сарова: саровские серебряные ключи, Ближняя и Дальняя пустыни и монастырские пруды.

Саров расположен в Нижегородской области, на самом юге региона, у самой границы с республикой Мордовия.

На левом берегу реки Сатис, на протяжении 50 метров, из земли выбиваются крупные и мелкие родники. Вода в них как будто кипит — это поднимается со дна песок. Химический анализ воды из Саровских серебряных ключей показывает, что органических загрязнений нет, т. е. указывает на целебные свойства воды.

Исторические особенности.

Основан город Саров в 1691 году, однако первые упоминания о нем встречаются гораздо раньше: в 1310 году на месте Сарова была тюркская крепость Сараклыч, что переводится как «город людей с желтыми саблями». Позднее здесь был построен мужской монастырь Саровская пустынь, куда и сегодня приезжают паломники со всей страны.

Духовное наследие.

В Сарове много храмов и святых мест: Саровская пустынь, святые источники, Храм Серафима Саровского, Храм Иоанна Предтечи и подземный Храм Киево-Печерских чудотворцев. Храмы впечатляют своей красотой и архитектурой.

Народные промыслы.

Нижегородская область – один из ведущих центров народного и современного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в России, но и во всём мире.

Виды народных художественных промыслов:

Семеновская роспись

Хохломская роспись

Полхов-Майданская роспись

Варнавинская резьба по кости

Гончарный промысел

Городецкая роспись и резьба по дереву

Казаковская филигрань

Кожевенный промысел

Полхов-Майданская роспись

Художественная вышивка

Новинская деревянная игрушка

Резьба по камню

Ведущие отрасли экономики города и региона.

Нижегородская область – индустриальное ядро средней полосы России, одна из самых развитых экономически регионов РФ. Область богата полезными ископаемыми: песком, глиной, доломитом, известняком, гипсом, торфом. В области развиты: чёрная металлургия, машиностроение, судостроение, лесная, химическая, целлюлозно-бумажная промышленности.

Город Саров – один из крупнейших научных центров нашей страны.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание:

народные игры (3-7 года)

Образовательная область «Социально-коммуникативное е развитие»

Содержание:

традиции, праздники, знаменательные даты, учреждения культуры, в том числегородаСарова (4-5 года)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание:

природа Нижегородской области: климат, растительный и животный мир, охранные зоны, природные ископаемые, отрасли (профессии, знакомство внародными промыслами, памятники природы Сарова (3-7 года)

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание:

произведения устного народного творчества, детских поэтов -земляков(3-7 года)

Образовательная область «Художественно-этетическое развитие»

Содержание:

продуктивная деятельность по мотивам народных промыслов Нижегородской области: Семеновская, Хохломская, Полхов-Майданская, Городецкая, росписи, Дымковская игрушка (1-7 года)

Ранний возраст

1-3 года (1-ая, 2-ая группы раннего возраста)

Задачи образовательной работы:

1. Приобщать к устному народному творчеству.

2. Побуждать к участию в исполнении песен, потешек, пестушек.

3. Знакомить детей с назначением предметов быта : народная игрушка, предметы домашней утвари (ложки, шкатулки и т. п, выполненных традициях в народной росписи.

4. Обращать внимание на художественные особенности и красоту предметов народных промыслов.

Младшая группа 3 - 4 года

Задачи образовательной работы:

1. Приобщать к народному прикладному творчеству.

2. Стимулировать желание рассказывать об увиденном, пережитом общении с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности по мотивам народных промыслов.

3. Познакомить с народными играми.

4. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Средняя группа 4 - 5 лет

Задачи образовательной работы:

1. Дать представление о природе богатстве Нижегородской области (городе Саров, сезонных изменениях в природе.

2. Познакомить с наиболее распространенными представителями растительного и животного мира.

3. Познакомить со своеобразием народных промыслов: семеновская, хохломская, полхов-майданская, городецкая, росписи, дымковская игрушка

4. Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в изобразительной деятельности. Подводить к созданию выразительного образа.

5. Воспитание бережного отношения к природе родного края

Старшая группа 5 - 6 лет

Задачи образовательной работы:

1. Продолжить знакомить с природой, Нижегородской области, с богатством нижегородской земли, с сезонными изменениями в природе, с особенностями охранных зон. 2. Уточнить и расширить знания о растительном и животном мире родного края.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования (профессии, традициям и обычаям

3. Познакомить с творчеством писателей, поэтов родного края.

4. Познакомить с предметами народных промыслов: видами росписей, новинской деревянной игрушкой, резьбой по дереву, гончарным промыслом

5. Расширять представления о родном крае и городе. Познакомить с символикой. Достопримечательностями и памятными местами города.

6. Воспитание бережного отношения к природе родного края

Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

Задачи образовательной работы:

1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы природно-географических зонах Нижегородской области.

2. Расширить представление о названиях некоторых природных объектов. Уточнить знания о растительном и животном мире края.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования (профессии, полезные ископаемые, традициям и обычаям родного края.

3. Продолжать приобщать детей к истокам региональной культуры : промыслами -варнавинская резьба по кости, резьба по камню, казаковская филигрань,

кожевенный промысел,

художественная вышивка.

4. Расширять представления о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями и памятными местами, улицами. архитектурными сооружениями и их назначении (дворец культуры, дворец спорта, музей и т. п., с красотой архитектуры храмов Сарова.

5. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Публикации по теме:

Формирование у детей социокультурных ценностей посредством реализации регионального компонента Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления.

Реализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголокРеализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголок Для знакомства детей с культурой и традициями родного края и в рамках реализации ФГОС во второй младшей группе "Лесобазовского" детского.

Дидактические игры по реализации регионального компонента Дидактические игры (региональный компонент) 1. Дидактическая игра «Флаг РСО-Алания» (младший-средний дошкольный возраст) Цель игры: знакомство.

Конспект занятия с использованием регионального компонента «Уголь-богатство Кузбасса» Конспект занятия в подготовительной группе «Уголь – богатство Кузбасса» Цели: 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять.

Методическая мастерская «Эффективная модель вариативной части ООП ДОУ». Сегодня мы хотим рассказать о модели вариативной части программы нашего ДОУ, построенной на основе приоритетного направления работы детского.

Оформление участка с учетом внедрения регионального компонентаОформление участка с учетом внедрения регионального компонента В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.

Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы работы с народным календарем как основа приобщения дошкольников к культуре донского казачества".

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Программа по введению регионального компонента Программа по введению регионального компонента «Мой край родной» Средняя группа I. Пояснительная записка «Любовь к Отчизне начинается с.

Реализация национально-регионального компонента в ДОУРеализация национально-регионального компонента в ДОУ Детство-каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка регионального компонента ООП ДО
Опубликовано: 7 октября 2017 в 15:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка регионального компонента ООП ДО» (включая файлы) размещена пользователем ольга максимовских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД