Ольга Горбунова
Из опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность имеет многогранное воздействие на ребенка. Она способствует развитию памяти, грамматически правильной речи, речевой активности. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, различными средствами воздействует на воображение ребенка: словом, действием, музыкой. В дошкольном учреждении работа по театрализованной деятельности проводится в утренний и вечерний период времени, индивидуально и подгруппами.
Публикация «Из опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для театрализованной деятельности необходимо создать условия: изготовление атрибутов, проведение предварительной работы.
Под предварительной работой я подразумеваю :
1. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Для этого рассказываю детям сказки с использованием различного вида театров :
- плоскостной театр
- пальчиковый театр
- перчаточный театр
- театр бибабо
После рассказывания детям сказки с использованием какого-либо театра необходимо дать им возможность манипулировать с персонажами сказки. Этим воспитываю устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
2. Провести беседы на темы: «Здравствуй, театр», «Мы-зрители»
Одновременно с этой работой необходимо проводить работу по овладению средствами образной выразительности:
-интонацией. Предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх).
- позами. Учу детей выражать образ позой. Для этого использую такие игры, как «Фигуры», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
- жестами. Учу детей жестами показывать состояние и ощущение. Например, «покажи, как замерз зайчик», «мишка поранил лапку, покажи, как ему больно». Использую стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и т. д.
-мимикой. Учу детей по выражению лица определять эмоции. Для этого использую различные упражнения. Например, узнать по лицу товарища, радуется он или грустит; рассматривание иллюстрации с изображением людей с различными выражениями лица; работа над речевым дыханием; пальчиковая гимнастика («Пальчики здороваются», «Семья», «Еж», «Собачка» и т. п.)
Работу по инсценировке сказок начинаю с наиболее простого произведения, где речевое общение очень незначительно. Наиболее подходящая, по-моему мнению, для этого сказка «Репка». Начинаю работу над сказкой с прочтения произведения. Затем с детьми обсуждаем содержание, даем характеристики персонажам, предлагаю детям разложить иллюстрации по порядку происходящих событий и своими словами пересказать сказку. Затем прошу пересказать сказку с использованием фланелеграфа, плоскостного театра, с использованием костюмов.
Далее перехожу к более сложной сказке. Например, сказка «Колобок». Работа над сказкой строится аналогично, но вношу небольшие усложнения. При повторном чтении сказки, прошу детей повторить реплики героев, передав интонацию, изменив голос. В этой сказке дети должны передавать характер героев жестами, мимикой и интонацией.
Затем уже переходим к более сложному произведению, например, «Три медведя».
Работу над всеми сказками, независимо от их сложности, строю по следующему плану:
1. Чтение произведения и его обсуждение.
2. Повторное чтение произведения с привлечением детей к произношению реплик действующих героев.
3. Пересказ сказки по иллюстрациям.
4. Инсценировка сказки.
С приобретением опыта дети самостоятельно объединяются для театрализованной деятельности. Опыт позволяет детям не только обыгрывать знакомые сказки, но и придумывать свои.
Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет развить воображение ребенка, способствует речевой активности. Использование различных атрибутов вызывает огромный интерес к театрализованной деятельности.
Используемая литература:
1. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. - М, 1998.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Спб., «Детство-Пресс», 1998.