Кушу Ирина Муратовна
Педагогический совет «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
▼ Скачать
Тематический педсовет №2 «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
Круглый стол с элементами игры по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста на современном этапе»
Цель:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
Публикация «Педагогический совет „Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников патриотических чувств.
Задачи:
- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях патриотических чувств;
- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Форма проведения:
круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности
План проведения:
1. Теоретическая часть.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
2. Деловая игра для педагогов.
Ход круглого стола
I. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
Хотелось бы, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны и придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
Разминка
(Педагоги делятся на четыре группы)
Итак, начнем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема у нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы, которые лежат у вас на столах.
Зачитайте пожалуйста собранное и скажите, как вы понимаете смысл данной пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай.
4. «Без хозяина земля – круглая сирота» (патриотическое воспитание).
Итог разминки:
Коллеги, теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано и сказано великими учеными - педагогами немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При этом нужно учитывать, что формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Таким образом, одной из задач ДОУ является формирование у детей нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
И сегодня, за нашим круглым столом, я предлагаю обсудить проблему - какие формы патриотического воспитания наиболее доступны и значимы, а значит, востребованы с использованием интеграции в детском саду, на современном этапе?
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.
Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе, это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – это самые эффективные факторы воспитания.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности организованных в рамках пребывания детей в детском саду. Вы должны стараться формировать у детей потребность участвовать в делах, направленных на благо окружающих людей и живой природы, помогать им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Знакомить детей с историей и культурой своей родины, воспитывать к нему любовь и уважение.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (День Победы, День защитника Отечества, День матери и др). Дети делают открытки, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у них создаются не только представления о родном городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В своей работе вы можете использовать следующие методы:
1. Проводить целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, дети могут ознакомиться с собранным материалом мини- музея и т. д. ;
2. Вести беседы с детьми о славной истории родной страны и родного аула;
3. Демонстрировать тематические слайды, видеоролики, показывать иллюстрации;
4. Знакомить с адыгским и русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
5. Знакомить с народным творчеством, вышивкой, росписью;
6. Принимать участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с педагогами по благоустройству территории детского сада и т. п.);
7. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой аул и принимающего активное участие в общественной жизни
Система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
Культурное: знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству родного народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей встречи мы поговорили об актуальности патриотического воспитания, и поговорили об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду.
А сейчас, приглашаю поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Итак, приступим к первому заданию, сейчас проверим насколько вы патриотичны:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
3. Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Почему Красная площадь так называется?
(Красный цвет и все что с ним связано, считалось у славян синонимом яркости, красоты, привлекательности)
8. В каком году административный центр Теучежского района был обратно перенесён в аул Понежукай? (в 2000 году)
9. Сколько населенных пунктов входит в состав Понежукайского сельского поселения (7 -Понежукай, Нечерезий, Пшикуйхабль, Нешукай, Колос, Шундук, Заря)
Задание 2: назовите, пожалуйста, на какие четыре направления можно разделить любой раздел образования, в том числе и патриотическое воспитание ( например: методическое сопровождение или работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями, и работа с социумом)
Можете ли вы привести пример из практики?
Какая форма наиболее близка вам?
Что мешает в полной мере донести тему до дошкольников?
Задание 3: Следующие задание шуточное, на смекалку.
«Скажи иначе пословицу», т. е. значение иностранной пословицы вам надо перевести на русский лад, найти аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –
«Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (Финляндия) –
«Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) –
«Не ошибается тот, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская) -
«Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская) –
«Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская) –
«Не все то золото, что блестит».
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская) -
«На вкус и цвет товарища нет»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская) –
«Муж и жена – одна сатана».
Задание 4: Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Перед вами находится коробка, в которой содержатся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка. Сейчас вы поочередно будете доставать карточки и рассказывать своим коллегам о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Далее, вместе решаем, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала, как изжившее свое время.
В сундуке находятся:
1. большая красивая книга русских народных сказок;
2. альбом и краски;
3. букварь;
4. банка варенья, шоколад, конфеты;
5. котенок;
6. старинные семейные фотографии;
7. игрушки бабушек и дедушек;
8. открытки памятных мест нашей республики;
9. картинки с изображением орденов и медалей;
10. кукла, одетая в военную форму;
11. кулинарная книга;
12. спортивные атрибуты;
13. рыбий жир.
Заключительная часть (рефлексия)
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Мы сегодня обсудили интересные темы интеграции в патриотическом воспитании дошкольников, надеюсь, сегодняшняя встреча для вас была интересна и полезна. Предлагаю вам, поделиться своими впечатлениями.