Ольга Козлова
Педагогический совет «Развитие детского творческого конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей в конструировании.
План проведения педсовета :
1. Актуальность проблемы (сообщение, старшего воспитателя)
2. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности (анализ заведующего).
3. Деловая игра
Проведение педсовета.
Публикация «Педагогический совет „Развитие детского творческого конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Выступление старшего воспитателя по теме:
«Детское творческое конструирование».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность-это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. конструктивно-технические умения :
o сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. ;
o делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д. ;
2. обобщенные умения:
o целенаправленно рассматривать предметы,
o сравнивать их между собой и расчленять на части,
o видеть в них общее и различное,
o находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
o делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
• работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т. д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в нашем МАДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.
2. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности (анализ, заведующего МАДОУ).
3. Деловая игра
Игра проводится в виде соревнования двух команд. Выбирается жюри. Команды формируются по возрастным группам. Проводит мероприятие старший воспитатель.
Задание 1. «Наше имя»
Каждая команда называет себя в соответствии с темой педсовета. Потом придумывают девиз и название команды. Затем идет представление команд. Например:
Команда «Мастерицы» :
Наш девиз:
Наши руки не знаю скуки.
Приветствие: ( на мотив песни: «Ах, вернисаж»)
1. Сегодня все мы собрались,
Игра здесь будет всем на бис,
Мы проследим, что знают дети.
Как сложно детям объяснить,
Что строить это не ломать
И нужно приложить старанье.
Припев:
Мы мастерицы просто класс…
Вы нам соперники сейчас!
Но будем вместе мы решать,
Как деток наших обучать.
2. Детишкам нашим скоро 5,
Но смогут все они назвать:
Кирпич, цилиндр, брусок, пластина.
Бумагу ловко так сгибать
И ножницами вырезать,
Из шишек делать медвежонка.
Задание 2. Разминка
Ваше определение слова «конструирование».
(Конструирование — игра со строительным материалом; непосредственная организованная деятельность, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)
А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка» :
«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».
Задание 3. «Теория конструирования»
Каждой команде дается альбомный лист, где ее члены излагают основные задачи конструирования для возраста своих воспитанников. Потом старший воспитатель вывешивает таблицы с задачами по программе (например «ДЕТСТВО» таблица №1). Далее происходит анализ составленных педагогами таблиц, после этого выставляется оценка командам на знание возрастных задач по конструированию.
Задание 4. «Счастливый билет»
Ст. воспитатель: «У меня есть 4 счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 2 билета и готовится к ответам по этим билетам».
Билет № 1.
Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы.
(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)
Билет № 2.
Что можно отнести к плоскостному конструированию?
(Танграмм, разрезные картинки, мозаика, паззлы).
Билет № 3.
Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
(Выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)
Билет №4.
Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?
(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)
Задание 5. «Теория»
Выделите основные приемы конструирования по возрастам.
Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности совместная деятельность с педагогом.
Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его.
Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.
Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото.
Задание 6. «Строим дом»
Каждой команде дается набор конструктора, предлагается тема. Команда строит свой дом согласно задачам возраста своих воспитанников. Младшим возрастам дается задание дополнительно, так как они справятся быстрее. Можно предложить сделать дом из бумаги, пластиковой бутылки.
Подведение итога деловой игры.
Решение педагогического совета.
Литература:
1. Алиева Т. И Как ребенок воспринимает художественную литературу// Дошкольное воспитание. -1996.-№2. с. 68-73; №5.- с. 79-84.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М. : Просвящение. 1967.
3. Давичук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -2-е изд., доп. -М. : Просвящение. 1976.
4. Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов/ Н. В. Елжова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2007.
5. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества : пособие для воспитателей детского сада. -М. : Просвящение, 1985.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М. : Просвящение, 1990.
7. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. ред. Л. А. Парамонова. -М. : Просвящение,1981.
8. Майер А. А., Давыдова О. И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация В ДОУ : Методическое пособие. -СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
9. Парамонова Л. А., Урадовских Г. В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. -1985-№7.
10. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. :Изд. дом «Карапуз», 1999.