ИРИНА СМИРНОВА
Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: Круглый стол
Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей.
Повестка:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
2. Анализ тематического контроля
3. Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС
Публикация «Педагогический совет „Речевое развитие дошкольников в современных условиях“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Все новое – хорошо забытое старое (мнемотехника)
5. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации
6. Фестиваль проектов
7. Подведение итогов конкурса
8. Разное (вручение сертификатов педагогам)
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Причины низкого уровня развития речи :
• Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания (связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.)
• Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
• При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Таким образом, определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС
Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
• Развивающая речевая среда
Основные направления работы по развитию речи детей в нашем детском саду в соотвествии с образовательной программой
1) Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение.
2) Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3) Формирование грамматического строя:
морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
синтаксис;
словообразование.
4) Развитие связной речи :
диалогическая (разговорная) речь;
монологическая речь (рассказывание).
5) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6) Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
1) Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2) Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
общая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
3) Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи :
1) Общение взрослых и детей.
2) Культурная языковая среда.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Занятия по другим разделам программы.
Формы образовательной деятельности с детьми по образовательной программе
Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей
1. Чтение,
2. Беседа после чтения 3. Наблюдение экскурсия.
4. Игровая ситуация.
4. Проект.
6. Театрализованная игра
7. Создание коллекций (выставок, презентаций
8. Обсуждение
9. Рассказ
10. Прослушивание аудиозаписей литературных произведений
11. Занятия
12. Подвижная игра с текстом
13. Разучивание стихов 1. Сюжетно-ролевая игра
2. Рассматривание иллюстраций
3. Игра-драматизация
4. Дидактическая игра
5. Самостоятельная деятельность в книжном и театральном уголке (рассматривание, инсценировка)
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной программе детского сада
1. Встречи с интересным человеком
3. Праздники
4. Посещение библиотеки
5. Создание домашней библиотечки
6. Личный пример
7. Беседы
8. Чтение, прослушивание аудиозаписей литературных произведений
Таким образом, речевое развитие дошкольников в детском саду должно осуществляться сторого придерживаясь ФГОС и образовательной программы детского сада.
Все новое – хорошо забытое старое (мнемотехника)
Мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников
позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы
(перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания,
образного мышления; помогает овладение примами работы с
мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Виды мнемотаблиц:
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Этапы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
3. После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме
В младших группах задания выполняются с помощью воспитателей, в старших дети должны уметь самостоятельно.
(Обратить внимание на примеры мнемотаблиц на экране). Предложить столам придумать мнемотаблицу к стихам:
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
• Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
• В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.
Речь педагога должна отвечать следующим качествам:
1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2). ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3). ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, ос-новная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4). ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педа-гога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложнопод-чинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7). УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям обще-ния. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правиль-ность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос педагога :
1. Постоянный шум, создаваемый детьми
2. Большое количество занятий
3. Поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе
4. Отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены
5. Хронические эмоциональные перегрузки.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приему детей можно использовать такие рекомендации:
1. Разместить в информационных уголках для родителей памятки о том, как нужно готовить детей к посещению детского сада после выходных или после болезни, как успокоить плачущего ребенка;
2. Используйте отвлекающие игры с детьми;
3. Разговаривайте с родителями не громко, создавая положительный эмоциональный фон общения.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки на занятиях можно использовать такие рекомендации:
1. Можно придумать совместно с детьми сигналы (звенит колокольчик – садимся за столы,.)
2. Используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует на деятельность
3. Постепенно понижайте силу голоса и используйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций.
4. Назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками
5. Включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, компьютерные презентации с героями, произносящими инструкции, музыку и т. д.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки в ходе самостоятельной деятельности можно использовать такие рекомендации:
1. Не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников
2. Делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой группы
3. Привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса
4. Напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки, но не криком, а используя разные педагогические приемы.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки в конце рабочего дня можно использовать такие рекомендации:
1. Организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку
2. Предложите им вспомнить название овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня
3. Выполните упражнения на релаксацию.
Правила соблюдения гигиены голоса для воспитателей:
1. Поддерживайте постоянную голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса.
2. Научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования
3. Избегайте голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды
4. Говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона.
Для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателя необходимо выполнять следующие правила:
1. Следите за своим здоровьем
2. Соблюдение правил гигиены голоса
3. Контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», дать отдых голосо-речевому аппарату
4. Не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации.
Решение :
1. Продолжать использовать проектную деятельность, побуждающую к активизации речевой деятельности дошкольников (ответственные
воспитатели групп, срок в течение учебного года)
2. Пополнить группы мнемотаблицами и активно использовать в практике мнемотехнику для развития связной речи дошкольников (ответственные воспитатели групп, срок до 15 декабря)
3. Активно использовать рекомендации по регулированию голосо-речевой нагрузки воспитателей (ответственные воспитатели групп)