Гульсара Бикшанова
Педагогический совет «Этноэкологическое образование дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель педсовета: провести системный анализ педагогической деятельности по этноэкологическому образованию дошкольников.
Задачи:
1. Актуализация знаний педагогов о проблеме формирования этно-экологического мышления у дошкольников на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе.
2. Выявление эффективности организации работы этноэкологическому образованию в ДОУ. 3. Выявление особенностей организации работы по этноэкологическому образованию в детском саду.
Публикация «Педагогический совет „Этноэкологическое образование дошкольников“» размещена в разделах
4. Активизация умственной деятельности педагогов, направленной на поиск новых идей, путей, видов деятельности для решения проблемы педсовета.
5. Осознание педагогами необходимости совершенствования работы по этноэкологическому образованию дошкольников.
Повестка дня:
1. Целевое пространство:
1.1. Постановка цели педагогического совета, указание на актуальность выдвинутой проблемы (выступление заведующего).
1.2. «Этноэкологическое образование дошкольников. Инновационный проект «Ямал - мой край родной» (выступление старшего воспитателя - приложение 1).
1.3. «Экологическая тропа – эффективная форма экологического воспитания дошкольников» (выступление воспитателя - приложение 2).
1.4. «Актуальность использования проектного метода в этноэкологическом образовании дошкольников» (выступление воспитателя - приложение 3).
2. Поисковое пространство:
2.1. Результаты конкурса на лучший конспект путешествия по экологической тропе (старший воспитатель).
2.2. Знакомство с аналитической справкой по тематическому контролю «Состояние образовательной деятельности по этноэкологическому образованию дошкольников» (старший воспитатель).
2.3. Деловая игра «Педагогическая ромашка» (старший воспитатель - приложение 4).
3. Рефлексивное пространство:
3.1. Обсуждение проекта решения педсовета.
Приложения к педсовету.
Приложение 1.
«Этноэкологическое образование дошкольников. Инновационный проект «Ямал - мой край родной» (выступление старшего воспитателя)
Как уже было сказано выше, педагогами развитых стран одним из основополагающих принципов экологического образования признается взаимодействие краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое образование на современном этапе требует использования национально-регионального компонента его содержания и традиций этнопедагогики в работе с детьми. Но существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта воспитания культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста, недостаточной научно-методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования в ходе инновационной деятельности коллектива ДОУ: при каких педагогических условиях возможно этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составило цель инновационной деятельности: создание системы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе этнопедагогического подхода к экологическому образованию дошкольников.
Характеристика проекта
По содержанию: этнокультурный, практико-ориентированный.
По доминирующей деятельности: смешанный (присутствуют элементы информационного, познавательно-исследовательского, творческо-игрового проектов).
По количеству участников: коллективный (участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители, представители национальных обществ, сотрудники краеведческого музея).
По продолжительности: долгосрочный (с 1 сентября 2016 по май 2019 года).
Объект исследования: этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание системы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе этнопедагогического подхода к экологическому образованию дошкольников.
Задачи:
• формирование этно-экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
• формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
• воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;
• создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;
• содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа и коренных народов Севера;
• овладение основами этно-экологической педагогики и психологии, приобщение детей к культуре предков;
• развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского художественного творчества.
Принципы реализации проекта:
• культурологический принцип;
• принцип научности;
• принцип доступности материала для ребенка определенного возраста;
• принцип гуманистичности связан прежде всего с понятием экологической культуры;
• принцип прогностичности;
• принцип деятельностности;
• принцип интеграции;
• принцип целостности;
• принцип конструктивизма;
• принцип регионализма;
• принцип системности;
• принцип преемственности.
Формы реализации проекта:
• Разные формы НОД: НОД-путешествие, НОД-экскурсия, НОД-викторина, НОД- КВН, интегрированная НОД.
• Защита творческих проектов.
• Защита Лэпбуков (лэпбук - тематическая или интерактивная папка по определенной теме).
• Экологические театрализованные представления.
• Экологические праздники, утренники.
• Национальные игры.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Познавательное чтение.
• «Уроки доброты».
• Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
• Природоохранные акции.
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
• Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т. д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий.
• Проведение экологических дней.
• Совместные мероприятия с родителями, посвящённые Вороньему дню, дню урожая, дню птиц, экологическому дню и т. д.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы;
• Расширение представлений детей об истории Пуровского района, об образовании г. Тарко - Сале; о символике региона, района, города; о городах Пуровского района и ЯНАО, их исторических, экономических и культурных особенностях;
• Расширение представлений детей о природных богатствах Пуровского района, их роли в социальном и экономическом развитии города, района, региона, страны;
• Проявление детьми интереса к традициям, быту, национальной культуре коренных народов Севера, уважает их традиции.
• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• Педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования основ этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста через включение ценностей и традиций культуры народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.
Приложение 2.
«Экологическая тропа – эффективная форма экологического воспитания дошкольников» (выступление воспитателя).
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней. Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.
Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
В литературе по экологическому образованию дошкольников нет однозначного, четкого определения экологической тропы. Этот вопрос актуален для дошкольного экологического образования. Авторы программ, методик по экологическому образованию дошкольников рассматривают экологическую тропу как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. (С. Н. Николаева) (31. с-51).
Н. Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. (18. с-228).
В. В. Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. (52. с-5).
Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста решается комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде.
При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать существование различных направлений экологии: биоэкологии, прикладной экологии и социальной экологии.
Элементы биоэкологии: Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, воздушная, почвенная).
Элементы прикладной экологии: Как нужно вести себя в природе. Почему нужно к ней бережно относиться. Как экономить природные ресурсы. Почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране. Почему на Земле должны жить живые организмы. Что такое заповедники. Для чего созданы Красные книги. Знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края. Формирование, но не запоминание правил поведения в природе. Участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми: посадка растений, уборка мусора и т. д.
Элементы социальной экологии: Люди и окружающая среда. Природа вокруг меня. Как я использую природные ресурсы. Как я влияю на природу. Мое здоровье и окружающая среда. Что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей маня среды.
Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними.
Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:
- наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.
Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.
Методическое руководство по организации работы на экологической тропе.
Организуя экологическую тропу, мы изучили состояние территории детского сада, результаты работы выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составили карту - схему, на которой обозначили видовой состав растений, животных, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми.
Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны различные виды растений - деревья, кустарники, травы, клумбы, отдельно цветущие растения, искусственно созданные точки (озеро, деревенский дворик, птичья столовая, арктика, стойбище и др.)
Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде кружочков с цифрами изучаемых объектов. Все эти точки соединены линией, стрелками указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому. Нами были изготовлены таблички с рисунками, подписями для точек маршрута, составлен паспорт экологической тропинки с информацией для воспитателей об объектах тропинки. При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в стихах, народных приметах, отмечается его роль в жизни людей, рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Количество посещений экологической тропинки зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны. Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятии по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных и дидактических играх.
Для повышения интереса детей, к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» - сказочного героя - Боровичка, Лесовичка, медвежонка Умку и т. п.
В каждой группе может быть свой «хозяин тропинки». Он встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки, сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.
На экологической тропинке можно и нужно применять разнообразные формы и методы работы - наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, опыты.
Поиск новых наиболее эффективных форм и методов с детьми на экологической тропинке, способствует активизации самостоятельной деятельности, стимулирует их познавательный интерес.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Работа на экологической тропе проводится как дополнение к познавательным занятиям по общеразвивающим, комплексным и парциальным программам экологического направления.
Приложение 3.
«Актуальность использования проектного метода в этноэкологическом образовании дошкольников» (выступление воспитателя)
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации
Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса - позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
Работа над проектами имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.
В нашей группе мы уделяем большое внимание проектной деятельности, и нами разработаны следующие проекты по экологическим тематикам недель: «Впечатления о лете», «Ягоды, грибы», «Осень разноцветная».
Таким образом, метод проектов помогает нам комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Приложение 4.
Деловая игра «Педагогическая ромашка»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Предварительная работа: формирование трёх команд педагогов.
Материалы: лепестки ромашки 6 шт., листки бумаги, ручки, дид. материал для награждения.
Ход игры:
I. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Этноэкологическое образование дошкольников», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
II. Игра «Педагогическая ромашка». Перед командами выложен цветок – ромашка с лепестками разного цвета. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет вопрос, записанный на нём. Если команда верно ответила, забирает лепесток себе.
III. Подведение итогов игры: по цветам выигранных лепестков команды получают призы – дидактический материал для использования в работе по этноэкологическому образованию дошкольников (Ненецкие пословицы и поговорки», Ненецкие загадки, Ненецкие приметы-наказы об отношении к жизни, людям, к животным; Ненецкие приметы, связанные с бережным отношением к природе; Писатели Ямала; Ненецкие сказки).
Вопросы на лепестках:
1 – Что мы понимаем под этноэкологическим образованием дошкольников?
2 – Перечислите задачи по этноэкологическому образованию детей дошкольного возраста.
3 – Перечислите средства этноэкологического образования дошкольников.
4. Перечислите формы этноэкологического образования детей.
5. Назовите формы работы с родителями по этноэкологического образования дошкольников.
6. Перечислите элементы РППС, которые необходимо оформить для осуществления этноэкологического образования дошкольников.