красноштанова ирина николаевна
Педагогический совет «Формирование представлений о нравственных ценностях у дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений о нравственных ценностях у дошкольников во взаимодействии со взрослыми и сверстниками»
Цель: оказание помощи педагогам в совершенствовании работы по формированию социально-личностных качеств ребенка.
Задачи:
1. Систематизировать работу по нравственному воспитанию дошкольников в ДОУ.
2. Повышать профессиональную компетентность и творческую активность педагогов по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Педагогический совет „Формирование представлений о нравственных ценностях у дошкольников„» размещена в разделах
Подготовка к педсовету :
1. Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.
2. Оформление наглядной информации педагогами для родителей по проблеме нравственного воспитания детей.
3. Проведение тематического контроля «Создание условий для реализации социально – нравственного воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
4. Проведение семинаров, просмотр открытых показов ОД по теме педсовета.
5. Проведение спортивно-патриотической игры «Школа молодого бойца».
6. Проведение развлечений к празднику «8 Марта», «День смеха».
7. Проведение фольклорного представления к народному празднику «Сороки-день встречи птиц».
Форма : деловая игра
Ход педсовета
На протяжении всего педсовета педагоги работают в группах по 4-5 человек (провести жеребьёвку, разделить на группы).
1. «Разминка» : игры на сплочение коллектива «Стройся в ряд»
Воспитателям предлагается разделиться на 4 группы (по 5-6 человек). Задание для каждой группы:
1) выстроится в ряд справа на лево, учитывая количество букв в имени - от меньшего к большему;
2) выстроиться в ряд слева на право, учитывая расстояние от места жительства до д/с – от большего к меньшему;
3) выстроиться в ряд слева на право, учитывая педагогический стаж – от меньшего к большему.
2. Вступление старшего воспитателя (актуальность проблемы).
Проблемы нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает:
• расти число детей, попавших в трудные жизненные условия;
• число разводов и количество неполных семей;
• ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
В тоже время современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, способных восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нравственного развития становится особо актуальной на данном современном этапе.
3. Мозговой штурм «Что такое нравственное развитие?»
Воспитателям предлагается составить определение понятия «нравственное развитие». Каждому частнику группы раздаётся по 3 листочка, на которых они пишут свои ассоциации со словосочетанием «нравственное развитие», затем группа наугад достаёт 9 листочков и раскладывает квадратом 3 на 3. Из 3 карточек по горизонтали, вертикали или диагонали нужно составить определение понятия «нравственное развитие». Время на запись ассоциаций 2 минуты. После необходимо сверить своё определение с определением из педагогического словаря.
Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения (Г. А. Урунтаева, Дошкольная психология, 2001 г.)
Нравственное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (Г. М. Коджаспирова Педагогический словарь, 2003г.)
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (И. П. Харламов).
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
4. Вступление старшего воспитателя
В содержание нравственного воспитания входит довольно широкий круг
вопросов. Попытаемся указать наиболее важные из них: это формирование отношений : к Родине (сюда относят чувство патриотизма, национальной гордости, любовь к родному краю, потребность его охранять); к людям (такт, честность, милосердие, терпимость, умение принимать человека таким, какой он есть; уважение к людям разного пола и возраста); к обществу в целом (межнациональная толерантность, взаимопонимание и сотрудничество); к труду (инициативность, самостоятельность, ответственность, умение сотрудничать); к себе (скромность, чувство собственного достоинства, ответственность за свои поступки, самоконтроль…)
5. Игра «Волшебный магазин»
Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека.
Педагоги выполняют задание, выкладывают на нарисованный силуэт человека бумажные полоски с качествами.
Вопросы:
-Какие качества вы выбрали? (по каждой группе) - обратить внимание, что у всех получились разные.
- Соответствуют ли люди в вашем окружении образу?
- Можем ли мы в дошкольном возрасте сформировать эти качества? Почему?
6. Вступление старшего воспитателя.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения.
В детском саду перед педагогами встают задачи :
1. Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
3. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
4. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
5. Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
6. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
7. «Банк идей»
Всем участникам предлагается пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить? Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе?
Формы работы с семьей :
- Анкетирование родителей.
- Дни открытых дверей
- Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещениях
- Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
- Консультации для родителей.
- Открытые показы воспитательного процесса.
- Совместные праздники, совместные конкурсы, совместные работы детей и родителей на различную тематику.
- Поручения родителям.
- Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам) и т. п.
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в часто молодых семьях вопросы формирования у детей нравственных понятий не у всех считаются важными.
8. Выступление старшего воспитателя
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, мультфильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственного воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственного поведения.
- Общение как средство нравственного воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственного воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственного развития и влияет на формирования нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
- методы формирования нравственного поведения : упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания : объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Все эти методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. ( Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
9. Решение педагогических задач.
Ситуация №1
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Идеальный конечный результат: выявить способности мальчика, значимые для других детей, подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. Например, научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.
После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Ситуация №2.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
Ситуация №3
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
Идеальный конечный результат: сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию. Сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.
Ситуация №4
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
Идеальный конечный результат: подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов», одобрять инициативу; ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.
Ситуация №5
В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Идеальный конечный результат: В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить : «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.
Ситуация №6
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника. Как быть воспитателю?
Идеальный конечный результат: Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь». Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист». Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).
Ситуация №7
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы
шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы
разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Идеальный конечный результат: 1. Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме. 2. Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место. 3. Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
10. Вступление старшего воспитателя
И в заключении хотелось бы вспомнить слова Л. Н. Толстого «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Решение педсовета :
1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт воспитания.
Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.
2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса :
-продолжить проводить мероприятия по социально-коммуникативному и нравственному воспитанию;
-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, Интернет;
Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.
3. Постоянно повышать профессиональную компетентность по проблеме соиально-коммуникативного воспитания дошкольников.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
11. Рефлексия «Одно слово»
Педагогам предлагается на листочке написать одно слово или словосочетание, которое выразит их отношение к мероприятию (опустить в коробку).
Литература:
1. Сборник ситуационных педагогических задач / сост. Т. А Наумова, Е. В Мухачёва., А. Е Причинин,– Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. – 68 с.
2. В. В. Бацкалева, И. В. Забегайлова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021 г. – 192 с.