Света Бондарева
Педагогический проект «Зимующие птицы» для детей 2–3 лет
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект "Зимующие птицы"
для детей 2- 3лет
Введение
ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА
Продолжая работу по экологическому воспитанию дошкольников, изучая специальную литературу, анализируя периодические издания и опираясь на опыт профессиональной деятельности, мы пришли к пониманию того, что в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
Предварительные беседы с воспитанниками о зимующих птицах показали недостаточные представления дошкольников об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени. У детей нашей группы отсутствуют систематизированные знания об окружающем мире, о том, что птицам нужно помогать в трудное время года. В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить бережное и заботливое отношение дошкольников к птицам через их ознакомление с образом жизни, характерными признаками и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Предметные:
1. Расширять кругозор детей о зимующих птицах.
2. Формировать представления о характерных особенностях птиц (внешний вид, строение тела, действия).
3. Развивать и обогащать словарь детей по средством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, дятел, прилагательными (пернатые, зимующие).
Личностные:
4. Воспитывать доброе отношение к птицам.
Метапредметные:
5. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
6. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Решая эти задачи, мы строили свою работу в соответствии с местными условиями и ценностями детей, учитывая следующие принципы:
• позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• поэтапная работа
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку;
• максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности;
• адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской ак-тивности.
В работе с детьми используются такие методы и виды деятельности как:
1. Игровые методы: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.
2. Наглядный метод: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдение, ММ-презентация.
3. Словесные методы: чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок, беседы.
4. Практические методы: продуктивная деятельность, игры с конструктором, выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.
Методы контроля:
• анализ деятельности детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности;
• анализ деятельности детей в процессе игр;
• анализ общения детей в самостоятельной деятельности;
• анализ детской деятельности (рисунков, выставок);
• беседы с родителями.
Проект разработан в соответствии с учётом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Гипотеза проекта: Помощь взрослого в формировании знаний о зимующих птицах формирует бережное и заботливое отношение к миру пернатых.
Объект – птицы
Предмет – образ жизни птиц
Срок проекта – краткосрочный
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Тип проекта – информационно-творческий, познавательный.
Практическая значимость состоит в том, что методические разработки проекта могут быть использованы в деятельности других педагогов и родителей для взаимодействия с дошкольниками. Творческие рисунки будут использоваться для оформления РППС.
Предполагаемый конечный результат:
- У детей будут сформированы первичные представления о зимующих птицах, как о живых существах в природе.
- Дети будут узнавать и различать птиц (воробей, сорока, ворона, синица, снегирь, голубь).
- У детей будут сформированы начальные личностные качества: сострадание, отзывчивость, доброжелательность.
Реализация проекта
ВЫБОР ТЕМЫ
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В рамках проведения тематической недели «Дикие птицы» мы запланировали мероприятия познавательного и творческого характера.
СБОР СВЕДЕНИЙ И МАТЕРИАЛОВ
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов для решения проблемы.
- Подборка методической литературы по экологии.
- Разработка серии дидактических, пальчиковых, подвижных, сюжетно-ролевых, словесных игр, дыхательной гимнастики.
- Подбор художественной литературы (стихотворения, загадки, рассказы) о птицах.
- Подбор иллюстраций.
НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Реализация любого проекта проходит через разные виды детской деятельности. Поэтому задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Именно поэтому в развивающую предметно-пространственную среду нашей группы были размещены иллюстративный материал, художественная литература, дидактические игры, конструктор.
Образовательные области – виды деятельности:
Познавательное развитие. ММ-презентация для детей «Зимующие птицы. Рассматривание иллюстраций, игрушек птиц. Наблюдение за птицами на прогулке. Д/и: «Назови (покажи) птицу», «Назови одним словом», «Где какая птица находится», «Назови птицу по описанию», «Кто из птиц улетел», разрезные картинки «Собери птицу», «Кто как кричит». Сравнение строения человека со строением птицы. Построение кормушки для птиц из конструктора.
Физическое развитие. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Птичка и птенчики», «Собака и воробьи».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование (раскрашивание) птицы снегиря. Лепка «Ягоды рябины для птиц».
Социально-коммуникативное развитие. Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Меню птиц».
Речевое развитие. Чтение рассказов про птиц: «Добрая девочка» К. В. Лукашевич, «Синицы» Г. Я. Снегирёв, «Снегирь» Ю. Дмитриев, «Чем дятел зимой кормится» В. Скребицкий и В. Чаплина. Чтение стихотворений «Где обедал воробей» С. Маршак, «На дворе морозище.» В. Звягина, «Клевали голуби пшено» М. Львовский, «Птичья столовая» А. Яшин, «Синицы» М. Лапыгин, «Птичка» А. Барто, «Птичка» Н. Найденова. Загадки про птиц. Словесная игра «У человека и у птицы». Дыхательная гимнастика: «Согреем птичку дыханием», «Ворона», «Подуем на пёрышки». Пальчиковые игры: «Наша кормушка», «Забота», «Рады птицам помогать», «Зимующие птицы»
Заключение
В процессе работы над проектом
- У детей расширился кругозор детей о зимующих птицах.
- сформировались представления о характерных особенностях птиц (внешний вид, строение тела, действия).
- Развился и обогатился словарь детей по средством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, дятел, прилагательными (пернатые, зимующие).
- У детей воспиталось доброе отношение к птицам.
- Способствовали развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Привлекли родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях.
- Продукты проекта:
• Изготовленные родителями и детьми кормушек.
• Изготовленная всеми участниками проекта стенгазета «Зимующие птицы»
• Детские рисунки и поделки
• Пополнение предметно развивающей среды в группе.
Опыт работы показал, что с поставленными задачами мы справились успешно.
В процессе реализации проекта у детей:
- у детей сформировались первичные представления о зимующих птицах, как о живых существах в природе.
- дети стали узнавать и различать птиц (воробей, сорока, ворона, синица, снегирь, голубь).
- у детей сформировались начальные личностные качества: сострадание, отзывчивость, доброжелательность.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помощь взрослого в формировании знаний о зимующих птицах формирует бережное и заботливое отношение к миру пернатых. Гипотеза подтверждена.
Нельзя говорить об уже полностью сформированных понятиях, чувствах, навыках, так как это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия. Поэтому в дальнейшем мы планируем продолжить работу в данном направлении.