Ольга Волынская
«Пальчиковая гимнастика». Сообщение на семинаре-практикуме «Здоровье детей в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка - детский сад № 100»
Сообщение на семинаре-практикуме
«Здоровье детей в наших руках» :
«Технологии оздоровления детей дошкольного возраста: пальчиковая гимнастика»
Воспитатель: Волынская О. С.
г. Краснодар
2013г.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Семинар, практикум
- Темочки
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Работу в группе по развитию мелкой моторики мы проводим регулярно. Чтобы был достигнут положительный эффект необходимо начинать заниматься с младшего дошкольного возраста, так как к 5-6 годам происходит становление двигательных функций кистей и пальцев рук. Пальчиковые игры целесообразно начинать с простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение, «Птички» (птички - пальчики «склевывают» слова, «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Далее предлагаем детям упражнения на сгибание и разгибание пальцев : «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун» и др. Например, пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» :
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно дети пригибают пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаются всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Есть интересные пальчиковые игры, когда пальцы правой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки. Например: пальчиковая гимнастика «Повстречались два котёнка»
Повстречались два котенка «Мяу», «Мяу».
Повстречались два щенка «Гав», «Гав».
Повстречались два жеребенка «И-го-го».
Повстречались два тигренка «Р-р-р».
Повстречались два бычка «Му-у-у».
Вот такие рога.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками
Очень нравятся детям пальчиковые игры «Жук», «Комарик», где пальцы необходимо развести в стороны.
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня «Жу –жу…»
Нужно сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
Немало есть пальчиковых упражнений, где детям предлагается постучать по поверхности или «походить» по столу. Например «Человечек»
«Топ- топ- топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. Выполняя упражнения «Очки», «Кольцо», большой и указательный пальцы дети соединяют в кольцо, а остальные разводят в стороны.
- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
- Нет очков у тети Вали –
- Очевидно, их украли!
В старшем дошкольном возрасте можно перейти к более сложным играм. Например, игра «Футболисты» :
- Как – то на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды – команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука). Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой). Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 – 10 круговых движений). Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки). На поле выходит команда белочек (работают правой рукой). Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 – 10 круговых движений). Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно). Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).
Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5 раз, сначала одной, затем другой, а в завершении 2-мя руками вместе. Воспитатель следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
В подготовительной группе полезно проводить упражнение «Кулак – ребро – ладонь» для подготовки руки ребенка к письму, а также упражнения с предметами.
Используя карандаш можно сделать самомассаж ладоней, ладоней и пальцев, самомассаж кончиков пальцев.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают, т. е снимают психо-эмоциональное напряжение. Хотелось бы отметить, что они особенно хороши в период адаптации ребенка в детском саду.
Пальчиковые игры мы проводим в качестве физминуток во время НОД, а так же включаем в динамические паузы.
Дети в нашей группе с удовольствием играют в данные игры. У нас имеется картотека пальчиковой гимнастики, а так же в интернете можно найти огромное количество материала, но мне всегда хочется внести что-то свое. Хочу поделиться игрой «Арам-сам-сам». Это карело-финская народная игра, я ее адаптировала под пальчиковую игру.
Правила игры: дети сидят на коврике по-турецки. Пропеваем слова на мотив известной современной песни «Арам-сам-сам». Сначала очень медленно.
А (ладошками обеих рук касаемся пола)
рам (ударяем ладошками по коленям)
сам-сам (два хлопка в ладоши)
А (ладошками обеих рук касаемся пола)
рам (ударяем ладошками по коленям)
сам-сам (два хлопка в ладоши)
Кути кути кути кути кути (играем пальчиками, перебираем их)
рам (ударяем ладошками по коленям)
сам-сам (два хлопка в ладоши)
Еще раз все повторяем
Я (ручки к себе, пальчики вместе) зде-е-есь! (протяжно кричим и тянем ручки вверх)
Я (ручки к себе, пальчики вместе) зде-е-есь! (протяжно кричим и тянем ручки вверх)
Кути кути кути кути кути (играем пальчиками, перебираем их)
рам (ударяем ладошками по коленям)
сам-сам (два хлопка в ладоши)
Повторяем игру несколько раз, с каждым кругом ускоряя темп. Последний круг выполняется медленно, чтобы успокоиться.
Очень часто использую прием ускорения темпа, детям это очень нравится, к тому же это способствует развитию двигательной активности мелкой моторики. Любимая игра нашей группы - «Маланья». Мы играем в нее со средней группы, просто каждый раз я ее усложняю.
У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так.. Дети показывают загаданные действия.