Надежда Филева
Педагогический проект «Юные спасатели» для старшего дошкольного возраста
Паспорт проекта
1. Наименование проекта Проект «Юные спасатели» по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
2. Авторы и составители проекта
Зубкова Екатерина Александровна- воспитатель
Филева Надежда Леонидовна- воспитатель
3. Участники проекта •
воспитанники старшего дошкольного возраста группы «Здоровячки»,
• воспитатели,
• инструктор по физической культуре,
Публикация «Педагогический проект „Юные спасатели“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
• музыкальный руководитель,
• родители (законные представители) воспитанников,
• сотрудники ПЧ-106 «9 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы главного управления МЧС России по ХМАО-Югре»
4. Аннотация проекта
Значимость проекта обусловлена тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Проект адресован воспитанникам и педагогам МАДОУ детский сад «Ромашка». Проект охватывает информационно-познавательную и практическую деятельность. В него входят: беседы, рассказы, акции, создание альбома, участие в творческих конкурсах, в параде 9 мая.
5. Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в том, что он решает проблему, связанную с обеспечением безопасности дошкольников и их готовностью к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях.
6. Цель проекта
Создание условий для формирования у детей представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
7. Задачи проекта
Для детей.
Обучающие:
Учить правилам безопасного поведения и умению правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.
Развивающие:
Расширить представление детей о деятельности детей МЧС России, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уверенность в своих силах, потребность защищать тех, кто нуждается в этом.
Для родителей.
Формировать родительскую компетентность в вопросах безопасности жизни деятельности детей.
Ориентировать родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения с педагогами по вопросам безопасного поведения детей.
8. Сроки реализации проекта
Долгосрочный (октябрь 2019 г. - май 2021г)
9. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Созданы условия для формирования у детей представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
Воспитанники усвоят правила безопасного поведения и приобретут умения правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах и различных опасных ситуациях.
Обогатятся знания детей о работе МЧС, сформируется понимание необходимости и важности труда спасателя МЧС.
Сформируется осознанное отношение воспитанников к собственной жизни и здоровью других людей.
У родителей повысится компетентность в вопросах безопасности жизни деятельности детей, расширятся возможности взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками проекта, сформируются устойчивые ориентиры причастности к воспитанию у детей безопасного поведения.
У педагогов сформируется компетентный подход к решению проблем безопасного образа жизни воспитанников и ориентацию её ценности.
«…Если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
проблемы «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Дети имеют недостаточно представлений о профессии спасателя МЧС, которая считается одной из самых ответственных и опасных в мире. В основном работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии должны владеть навыками многих других смежных профессий: врач, водитель, пожарный, альпинист, водолаз и другие. Это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди.
Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших в чрезвычайных ситуациях – дети-дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в различных ситуациях, в том числе, пожарной безопасности; во-вторых, родители мало обучают детей практическим навыкам правильного поведения в быту. При беседе с родителями выясняли, что родители мало рассказывают детям о существующих профессиях, в том числе о профессии спасателя. У детей маленький запас представлений о трудовых действиях спасателей, об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни людей и
о правилах поведения в них. Поэтому возникла идея по разработке проекта «Юные спасатели», способствующего разрешению данной проблемы.
Проблема: у детей мало представлений о профессии «спасатель», а также недостаточно сформирован уровень безопасного поведения в чрезвычайных обстоятельствах и в различных опасных ситуациях.
Чтобы привлечь внимание детей к данной теме, необходимо создать игровые проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии спасателя – героя нашего времени, а так же развивающую среду, способствующую формированию навыков безопасного поведения. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет детям грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.
Практическая значимость проекта обусловлена тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и усвоение правил поведения при опасных ситуациях, осуществляется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта даст возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь.
Вид проекта: информационно – творческий.
Тип проекта:
по количеству участников: групповой;
по содержанию: интегративный;
по продолжительности: долгосрочный;
по доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: октябрь 2019 г. - май 2021 г.
Место реализации: МАДОУ «Детский сад «Ромашка».
Участники: воспитанники группы «Здоровячки», воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители (законные представители) воспитанников, сотрудники 106 пожарно - спасательной части города Советский.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
Задачи:
Для детей.
Обучающие:
Учить правилам безопасного поведения и умению правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах и в различных опасных ситуациях.
Развивающие:
Расширить представление детей о деятельности детей МЧС России, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уверенность в своих силах, потребность защищать тех, кто нуждается в этом.
Для родителей.
Формировать родительскую компетентность в вопросах безопасности жизни деятельности детей.
Ориентировать родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения с педагогами по вопросам безопасного поведения детей.
Новизна проекта:
Создание единой комплексной системы формирования основ безопасного поведения у дошкольников и умения правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
В ДОУ созданы условия для формирования у детей представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
Воспитанники усвоят правила безопасного поведения и приобретут умения правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах и различных опасных ситуациях.
Обогатятся знания детей о работе МЧС, сформируется понимание необходимости и важности труда спасателя МЧС.
Сформируется осознанное отношение воспитанников к собственной жизни и здоровью других людей.
У родителей повысится компетентность в вопросах безопасности жизни деятельности детей, расширятся возможности взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками проекта, сформируются устойчивые ориентиры причастности к воспитанию у детей безопасного поведения.
У педагогов сформируется компетентный подход к решению проблем безопасного образа жизни воспитанников и ориентацию её ценности.
Основные направления проекта:
социально – личностное развитие;
познавательное развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Основные формы реализации проекта:
познавательная беседа;
дидактические упражнения;
изобразительная деятельность;
чтение художественной литературы (беседа по содержанию);
составление рассказа;
конкурсы, акции;
трудовая деятельность;
театрализация;
развлечение, спортивные конкурсы;
просмотр мультипликационных фильмов.
Взаимодействие с родителями:
информирование родителей о ходе реализации проекта (новости, задания, предложения, обсуждение и др., вовлечение в различные мероприятия;
памятка;
совместное участие родителей и детей в различных акциях, мероприятиях.
Анализ проблемной ситуации с детьми:
Что мы знаем о профессии спасателя? Что такое опасные ситуации? Как себя вести в опасных ситуациях?
Спасатели - люди, которые спасают других людей. Опасная ситуация – это когда возникает опасность для здоровья и жизни человека. В опасных ситуациях нужно вести себя правильно и осторожно.
Что мы хотим узнать, о спасателях и правильном поведении в опасных ситуациях
Дети: Что они умеют делать? Что им нужно для спасения людей? Во что они одеваются?
Как себя вести, если возник пожар, если ты провалился под лед, если ты застрял в лифте, если повстречался с незнакомцем и другое?
Где мы можем узнать?
Дети: Спросить у воспитателя, спросить у родителей, спросить у библиотекаря. Прочитать в книгах, узнать из компьютера.
Что поможет нам больше узнать о труде спасателя? О правилах поведения в чрезвычайных обстоятельствах?
Детьми были предложены варианты, что сделать, чтобы узнать и запомнить о спасателях
и правилах поведения в опасных ситуациях:
- нарисовать рисунки, стенгазеты;
- попросить у мамы разрешения принести игрушки из мультипликационного фильма "Щенячий патруль";
- знать номера телефонов для связи;
-посмотреть мультфильмы;
- попросить почитать книги о смелых людях и их действиях;
- поиграть в игры, предложенные воспитателем;
- попросить маму сшить костюм пожарного и другие атрибуты к играм.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный:с октября 2019 года по ноябрь 2019 года.
- подбор литературы, иллюстраций по данной теме;
-подбор форм образовательной организованной деятельности с детьми, родителями;
- составление перспективного плана;
2 этап – основной (реализация проекта):с декабря 2019 по апрель 2021 года.
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о работе спасателей;
- НОД, беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
- детское творчество, чтение художественной литературы;
- взаимодействие с родителями.
3 этап – заключительный: май 2021 года.
- обобщение результатов работы, их анализ;
- презентация проекта в форме спортивного праздника.
План реализации проекта.
Этапы Задачи Срок реализации Виды деятельности
1. Подготовительный Определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического сопровождения, выявление имеющихся показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. Октябрь
2019 г. Подбор материала по теме проекта
«Юные спасатели».
Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.
Ноябрь
2019 г. Подбор сюжетных картин и иллюстраций.
Изготовление реквизитов для сюжетно-ролевых игр.
2. Основной Формирование целостного представления у детей представлений о работе спасателя, осознанного и ответственного отношения к опасным для человека ситуациям.
Декабрь
2019 г. Просмотр презентации о работе спасателей: «Самая трудная и загадочная профессия – спасатель».
Цель: познакомить детей со спецификой профессии спасателя.
Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников»
«Безопасный Новый год» интерактивное мероприятие для детей. Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности в новый год.
Январь
2020 г. Чтение детской художественной литературы: «Про Веру и Анфису»
автор Эдуард Успенский
Цель: закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.
Февраль
2020 г. НОД. Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность - лепка», по теме «Пожарная машина».
Цель: Создание благоприятных условий для художественно–эстетического развития детей старшей группы через лепку.
Изготовление альбома: «МЧС РФ» (с участием родителей)
Март
2020 г. Развлечение: «Посвящение в юные спасатели»
Цель: создать условия для формирования патриотических качеств и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Лото «Дорожные знаки»
Цель: закреплять представления о дорожных знаках, развивать сообразительность, быть внимательным.
Апрель
2020 г. Акция: «Сидим дома»
«Художественно–эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность», «Пожарная машина спешит на помощь», «Скорая помощь» - рисование пожарной машины, скорой помощи.
Май - июнь
2020 г. Беседа «На воде, на солнце …»
Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья
только в том случае, если соблюдать правила безопасности.
Д/ игра: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье, как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Размещение информации на сайте:
Консультация для родителей:
«Осторожно, коронавирус 2019-nCoV»
Август-сентябрь
2020 г. Беседа :«Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды».
Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он
умеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах (ягодах). Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах.
Загадывание загадок о грибах и ягодах.
Просмотр ДVД фильмов «Азбука безопасности».
Октябрь
2020 г. Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже».
Цель: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных
служб.
Сюжетно-ролевая игра: «Как вызвать по телефону МЧС»
Цель: Формирование социально-коммуникативного опыта детей средствами игровой деятельности.
Ноябрь
2020 г. Беседа с детьми: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать
правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Экскурсия в ПЧ-106 «9 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы главного управления МЧС России по ХМАО-Югре» города Советский.
Декабрь
2020 г. Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон - это опасно»
Цель: Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них -это очень опасно.
Беседа с детьми: «Пусть елка новогодняя нам радость принесет!»
Интерактивное мероприятие: «Не шути с огнем!»
Цели мероприятия: повторить правила поведения при пожаре и правила пожарной безопасности, а также о причинах возникновения пожара; показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
Январь
2021 г. Беседа «Если ребенок потерялся».
Цель: Уточнить знания детей о родном городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона.
Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми.
Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью
Дидактическое упражнение: «Мороз, нас не заморись!» Цель: Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних прогулок.
Февраль
2021 г. Беседы: «Правила обращения с электроприборами», «Электричество
полезное и опасное».
Цель: напомнить правила обращения с бытовыми электрическими приборами.
Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя»
Цель: закрепить знания поведения в быту.
Эстафета: «Кто быстрее сообщит о пожаре?» «Эвакуация из детского сада», «Спаси животного и людей из пожара» Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Воспитывать уважение к труду пожарных. Закреплять навыки детей в беге, равновесии, метании
Март
2021 г. Сказка-драматизация о пожарной безопасности для детей старшей группы «Зайчик и его находка» О. Писар
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации; вызвать у детей желание заботиться о своей безопасности.
Апрель 2021 г. «Экскурсия в медицинский кабинет детского сада».
Цель: уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь.
Выставка детских рисунков «Осторожно, опасность!». Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью.
3. Заключительный Обобщение полученного опыта в результате реализации проекта через взаимодействие ДОО, семей воспитанников и социальных партнёров, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека. Май
2021 г. Участие, в параде, посвященном «9 мая» (совместно с ПЧ-106).
Игра-викторина «Знатоки правил безопасности».
Презентация проекта: «Юные спасатели»
Результат проекта:
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, во время пожара, на воде, солнце, в лесу, в общении с незнакомыми людьми, научились применять полученные знания о правилах безопасности в различных ситуациях в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Между детьми установились доброжелательные отношения, желание помогать друг другу, участвовать в совместных делах группы, в подборе и изготовлении атрибутов.
Предметно-развивающая среда группы обогатилась новыми атрибутами и наглядными материалами, оказывающими развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знаний о культуре поведения на дороге, при пожаре, на воде, солнце, в лесу, в общении с незнакомыми людьми, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Родители стали серьезнее относиться к правилам безопасной жизнедеятельности детей, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.
За время проведения проекта у детей развились партнерские отношения, улучшились взаимоотношения и взаимопонимание с родителями.
Все участники получили позитивные эмоции, радость от своей деятельности.
Список литературы:
1) Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комарова, М. А. Васильева;
2) Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т. А. – М. : Педагогическое общество России, 2007.;
3) Основы пожарного поведения/Глибина Л. В. – Вологда, 2002.;
4) Лыкова, И. А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебнометодическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 104 с.
5) Лыкова, И. А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 96 с.
6) Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с. ;
7) Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.