Оксана Голубева
Педагогический проект «Воспитание здорового поколения посредством взаимодействия ДОУ и социума»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема:
«Воспитание здорового поколения через взаимодействие ДОУ и социума»
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Участники проекта : средняя группа «Сказка» МБДОУ «Детский сад №12
«Березка» г. Горно-Алтайска»
Сроки реализации проекта : 3 года
Инструктор по физической культуре:
Голубева Оксана Валериевна
г. Горно-Алтайск
2021 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта : Воспитание здорового поколения через
Публикация «Педагогический проект „Воспитание здорового поколения посредством взаимодействия ДОУ и социума“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
взаимодействие ДОУ и социума.
Основания для разработки: Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования.
Цель проекта : Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с
социальными институтами для обеспечения благоприятных
условий всестороннего развития детей дошкольного возраста,
их способностей и творческого потенциала.
Задачи проекта :
-разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
-создать устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья;
-формировать психологическое здоровье дошкольников, как важный фактор здоровья человека в целом;
-воспитывать интерес к различным видам спорта, через посещение образовательных учреждений культуры и спорта;
-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Участники проекта :
-воспитанники группы «Сказка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Березка» города Горно-Алтайска;
-родители воспитанников;
-специалисты ДОУ;
-образовательные и медицинские учреждения, учреждения культуры и спорта.
Структура проекта :
- Содержание проблемы.
- Цели и задачи проекта.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Концепция решения проблемы.
- Ресурсное обеспечение проекта.
- Этапы реализации.
- Критерии оценки результата.
- Формы представления.
Сроки реализации: Май 2021 г. - май 2024 г.
Ожидаемый конечный результат: Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума.
Система организации контроля: Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.
Актуальность.
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком! Типичным для современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, социумом обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами. В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество.
Социальное партнерство. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Гипотеза.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. Что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.
Основные направления реализации проекта :
1. Составление и реализация перспективного плана работы по взаимодействию ДОУ с учреждениями социума;
2. Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей ДОУ в области взаимодействия с социумом детей дошкольного возраста;
3. Повышение педагогической грамотности родителей в области взаимодействия с учреждениями социума детей.
Этапы реализации проекта :
Предварительный (май, июнь 2021 г.)
Цель:
определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи:
- изучение основных подходов взаимодействия ДОУ с учреждениями социума;
- исследование проблемы взаимодействия на основе анализа психолого-педагогической литературы и опыта образовательной деятельности воспитателей-практиков;
- определение научного аппарата проекта;
- разработка перспективного плана реализации проекта;
- определение направлений деятельности и критериев эффективности проекта.
План реализации проекта.
Календарные сроки: 2021 г. – 2024 г.
Формы организации: Анкетирование родителей, д/и «Виды спорта»,
родительское собрание «Здоровые дети в здоровой семье», викторина «Азбука Здоровья", урок Здоровья «Хотим, чтобы стало модным-здоровым быть и свободным", интерактивная игра «Учимся быть здоровым телом и душой", просмотр мультфильмов о спорте, развлечение «Папа, мама, я-спортивная семья", выставка рисунков «Здоровым быть здорово!", праздник «День Здоровья», городской спортивный конкурс «Малышок», веселые старты «Мы Олимпийцы», прогулка-поход «Осенний марафон», беседа «Любимый вид спорта моей семьи", сюжетно-ролевая игра «Мы строим стадион», чтение Г. П. Шалаева «Большая книга о спорте", спортивное развлечение «Мой папа самый сильный!», встреча со знаменитыми родителями, фотоколлаж «Физкультурой заниматься…», веселые старты с первоклассниками, спортивное развлечение «Папа, мама, я- спортивная семья» и др.
Учреждения социума : Стадион «Спартак», стадион «Динамо», стадион ГАГУ,
городской бассейн, лыжная база, центр спортивной акробатики, станция юннатов, СДЮСШ, национальный музей имени Анохина, горно-лыжный спортивный комплекс на горе "Тугая", городская детская библиотека, конно-спортивная школа, национальный драматический театр имени П. В. Кучияк, клуб боевых единоборств "Олимп", центр спортивной акробатики "Грация" и др.
Основной (сентябрь 2021 г. - апрель 2024 г.)
Цель:
реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи:
- реализация проекта;
- определение влияния разработанного перспективного плана работы на результативность взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с учреждениями социума;
- анализ промежуточных итогов проекта.
Заключительный (май 2024г.)
Цель:
подведение итогов социального партнерства.
Задачи:
- обобщение и анализ результатов проектной деятельности;
- оценка эффективности проекта, на основе выделенных критериев;
- выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в практику образовательной деятельности в ДОУ;
- обобщение опыта реализации проекта.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом мотивацией служит как игровая, так и познавательная, творческая деятельность, и конечно - самореализация.
Для педагогов это конечно - творческая самореализация, успешное прохождение аттестации, повышение педагогического рейтинга.
Мотивацией для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом служит - демонстрация талантов и способностей их детей, укрепление детско-родительских отношений и творческая самореализация.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Систему взаимодействия можно разделить на блоки.
Первым блоком можно назвать оздоровление. Сюда можно отнести медицинские и спортивные учреждения города.
Взаимодействие здесь строится с целью создания единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями.
Задачи:
1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления:
• оздоровительное;
• валеологическое, санитарно-просветительское;
• физическое;
• психоэмоциональное благополучие;
• взаимодействие с учреждениями спорта.
Так, совместная работа с БУЗ РА «Республиканской детской больницей» и БУЗ РА «Врачебно- физкультурным диспансером» позволяет нам осуществлять планирование оздоровительно – профилактических мероприятий; медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей; контроль влияния физкультурно - оздоровительной работы на динамику физического развития и состояние здоровья воспитанников.
Совместная работа с городским бассейном и АОУ ДОД «Детско-юношеской конноспортивной школой» позволяет укреплять здоровье и совершенствовать физические умения и навыки детей путем организации оздоровительных мероприятий для детей и родителей (занятия по плаванию, спортивные праздники и соревнования).
Привитие интереса к здоровому образу жизни и желанию заниматься различными видами спорта осуществляется в совместной работе с МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска» и Горно-Алтайской лыжной базой через экскурсии в спортивные залы и на стадионы города.
Следующим блоком можно назвать преемственность.
Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ со школой происходит через выработку общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.
Задачи:
1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
• информационное;
• методическое;
• практическое.
Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной деятельности детей, по подготовке детей к школьному обучению. Методическую работу координируют совместные педагогические советы и методические объединения, участниками, которых являются учителя, педагоги, родители детского сада.
Совместно с МБОУ «СОШ №8» нами организуются экскурсии в спортивные залы и на стадионы данного учебного заведения, посещение уроков физкультуры, а также спортивные состязания с первоклассниками на базе детского сада и школы.
Следующий блок включает в себя познавательное развитие.
Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса помогает сотрудничество с БПОУ РА «Медицинский колледж» и ГОУ СПО Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж».
Задачи:
1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.
3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для расширения социально-образовательной системы ДОУ.
Основные направления:
• естественнонаучное;
• художественно-литературное;
• прикладное;
• информационно-педагогическое.
Традиции и культурное наследие жителей Республики воспитанники наследуют после познавательных экскурсий в Национальный музей имени А. В. Анохина и детскую городскую библиотеку №1.
Задачи:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог- родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
На базе данных учреждений нами проводятся различные познавательные мероприятия (прогулки-походы, экскурсии, занятия, игры, встречи с интересными людьми и т. д.).
Особо хочется выделить при взаимодействии с социумом работу с родителями.
Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения "доверительный деловой контакт". Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы (оборудование спортивной площадки, групповых спортивных уголков, дорожек здоровья т. д.)
Результативность.
В результате данной деятельности происходит укрепление здоровья детей, приобщение к ценностям ЗОЖ, приобщение к традициям большого спорта; формируются на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины и физической культуры, потребность в двигательной активности. Наши воспитанники посещают городские спортивные секции (конно-спортивную школу, горно-лыжную школу, секцию художественной гимнастики, легкой атлетики, занимаются спортивными танцами и плаванием и т. д.)
Многие наши выпускники продолжают заниматься активно спортом и ведут здоровый образ жизни. Их достижениями гордится наш детский сад. Они являются примером для наших воспитанников и гордостью педагогов и родителей.
Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Таким образом, в настоящее время в спортивно-оздоровительных учреждениях города занимаются 41% дошкольников.
Практическая значимость.
Реализация представленного проекта позволит обеспечить взаимодействие учреждений социума с ДОУ. Обобщенный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных учреждений в образовательном процессе.
Формы представления результатов:
- Выступление автора проекта на педагогическом совете и методическом объединении, конференциях и конкурсах профессионального мастерства.
- Статьи в периодических изданиях разного уровня.
- Методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Продукты проекта.
Промежуточные:
1. Перспективное планирование работы по взаимодействию ДОУ с учреждениями социума.
2. Подборка и оформление материалов.
Конечные:
1. Постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
2. Вовлечение родителей и детей в процесс взаимодействия с учреждениями социума с целью создания благоприятной оздоровительной среды.
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция РФ, ст. 43;
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Семейный кодекс РФ;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2103г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
6. Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
7. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.