Жанна Берченко
Социально-нравственное развитие дошкольников посредством сказок. Педагогический проект «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Тема: «Воспитание сказкой» Социально - нравственное развитие дошкольников посредством сказок.
Тип проекта : познавательный, творческий, игровой.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Участники проекта : дети группы, воспитатель группы, родители.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2017-май 2018г
Вид проекта : групповой.
Публикация «Социально-нравственное развитие дошкольников посредством сказок, Педагогический проект „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познание, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является воспитание сказкой.
Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Воспитание сказкой - это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Цель проекта :
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказке.
Задачи проекта :
1. Создать условия для социально-нравственного развития ребенка посредством сказки.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
4. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
6. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
7. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
8. Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию стремления подражать положительным героям сказок.
9. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
10. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями).
Гипотеза проекта.
Мы предполагаем, что использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками, составлены методические рекомендации по работе со сказкой.
Новизна состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Методами сбора информации являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.
Объект проекта : воспитание социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта : сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.
Основной этап.
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).
Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русскихнародных,разныхнародов, сказкотерапия, коррекционные сказки).
Совместная деятельность воспитателя, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно - нравственного становления личности ребёнка»
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
Заключительный этап.
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке театрального представления, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности.