Наталья Вдовиченко
Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игра для Буратино
Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в процессе всестороннего развития.
Задачи:
- Познакомить детей с историей деревянной игрушки на примере истории создания Матрешки.
- Формировать представление о профессиях, связанных с созданием игрушек (столяр, токарь, резник по дереву, художник росписи)
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- Способствовать формированию умения сопереживать, проявлять чувство сострадания и заботы.
Публикация «Конспект НОД по теме „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
- Воспитывать уважительное отношение к людям данных профессий, бережное отношение к результатам их творчества
- Воспитывать стремление совершать добрые поступки.
Области интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Приветствие
Проверка готовности
Мотивационный блок:
Беседа о музеях :
- Как вы проводите свободное время?
- Куда ходите с родителями? Ходите ли в музеи? В каких музеях были?
- Как вы думаете, для чего люди создают музеи?
(передать опыт, сохранить наследие,
рассказать потомкам о чем либо,
для сохранения исторических, культурных, художественных ценностей.
бы будущие поколения могли оценить, понять, увидеть чем жили предки.)
Сюрпризный момент. Появление Буратино.
- Кто пришел к нам в гости?
- Буратино, почему ты такой печальный?
Буратино Папа Карло сделал для меня из дерева игрушечный ключик. Но Лиса Алиса и Кот Базилио его утащили, подумали что он золотой. Как же мне теперь быть!
- Какая неприятность, ребята, как же обидно за Буратино. Давайте сделаем для Буратино доброе дело? Порадуем его! Не переживай, Буратино, мы тебе поможем. Мы, конечно пока не мастера и не знаем, как делаются игрушки из дерева. Но мы обязательно что-то придумаем. Присаживайся, Буратино, на стульчик, будем вместе узнавать.
- Ребята, как вы думаете, где можно узнать все о деревянных игрушках, о том как их делают?
(Интернет, энциклопедии, экскурсии на производство, музей)
Основной блок:
-Мы обратимся за помощью к нашему музею «Деревянных игрушек». С помощью игрушек вы познаете окружающий мир, изучаете что-то новое. Но большинство ваших игрушек, которые покупают и дарят родители, это яркие красочные пластиковые, мягкие или металлические игрушки, те что вы видите по телевизору и в современных магазинах. Но мало кто задумывается о старой русской традиции – деревянной игрушке.
Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что деревья помогают человеку обрести гармонию и счастье.
Вы уже видели экспонаты нашего музея, трогали их, играли. Какие деревянные игрушки вам понравились больше всего?
(2-3 варианта ответов)
- Какая самая известная и популярная деревянная игрушка в нашей стране?
(матрешка)
-Верно. Это матрешка. София П. расскажет нам стихотворение о матрешке
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Из истории Матрешки:
-С русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все.
Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы.
Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров.
Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин.
Почему её назвали именно Матрёшкой? Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна - что значит "знатная женщина». Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Матрёшка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе.
Матрешки бывают очень разнообразные
Семеновская матрешка с преобладанием желтых и красных красок (картинка)
Полхов-майданская матрешка с большим цветком шиповника на переднике (картинка)
Авторские матрешки в виде знаменитых людей и героем мультфильмов. (картинка)
- Ой, Буратино, а когда же ты успел поиграть в нашем музее! Ребята, Буратино немного напроказничал и перепутал куски изображений матрешек. Давайте их соберем, чтобы рассмотреть, какие еще бывают матрешки.
Разрезные картинки. В подгруппах.
- А из чего же сделаны матрешки и другие игрушки нашего музея?
(из дерева)
- Считается, что любые деревянные предметы в доме, в том числе и деревянные игрушки – обладают особой силой. Дерево – материал твердый, но приятный и теплый на ощупь, очень ароматный и красивый. Игрушки из дерева практически не имеют острых режущих углов и не могут поранить ребенка.
- Издревле не только игрушки, но и другие предметы быта делали из дерева. Это не только посуда, и домашняя утварь, но и мебель, средства передвижения и так далее. Рассмотрите картинки с изображением убранства старинной избы.
(Альбом Деревянная утварь)
-Все это сделано из разной древесины, которую выбирали не просто так, а с определённым смыслом.
(картинки)
Береза – считается хранительницей домашнего очага, исцеляющим и защитным деревом
Дуб – символ силы, мужества, долголетия, верности.
Клен – помогает обрести душевный покой.
Липа – олицетворяет радость, тепло, спокойствие.
Ольха – семейное дерево.
- Где же берут древесину для изготовления?
(срубают в лесудеревья)
- Как вы думаете, полезна ли вырубка деревьев для окружающей среды, природы? Почему?
(деревья- легкие земли)
- Как можно помочь природе и деревьям?
(высаживать новые деревья)
Давайте сыграем в игру на внимательность и немного разомнемся. Я буду читать стихотворение, а вы выполнять соответствующие движения:
Что на что похоже.
Стоит берёзка, зелена,
Как вешний день, шумит она. (изображать листочки на ветру)
А вот сосна. Её кора
Красна, как летняя пора. (поглаживать вверх-вниз по бокам)
А это ива,
ива,
ива,
Как ночь осенняя, плаксива. (плавные покачивания рук над головой в стороны)
А вот ядрёный, свежий пень
Короткий, словно
Зимний
День. (присесть, обхватив руками колени)
Т. Белозеров
- Мы уже много узнали о деревянных игрушках в нашем музее. Но как же обычное деревянное бревно превращается в произведение искусства или в игрушку? Кто это делает?
(мастера)
(картинки с изображением мастеров)
- Как вы думаете, почему их труд так ценится?
(это сложно и долго, очень мелкие детали)
- Мастера работы по дереву испокон веков считались чудотворцами, они делали не только необходимые в жизни предметы: посуду, мебель и т. п., но и великолепные произведения искусства: от резных расписных полотен, до матрешек и игрушек. Их труд очень кропотливый, долгий и тщательный. Сколько нужно усидчивости, терпения и умения чтобы вырезать из дерева все завитки и узора или расписать матрешку такими яркими мелкими красивыми деталями.
-Как вы думаете, как нужно относиться к изделиям мастеров? Не только старинным экспонатам музея, но и к современным?
(бережно, не ломать, содержать в чистоте)
- Известный сказочный мастер, который сделал Буратино, Папа Карло,
(картинка)
тоже очень много трудился. И чтобы не уставать делал разминку вместе с Буратино.
- Буратино, помоги нам подготовиться к работе, проведи зарядку:
Буратино:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют движения по тексту)
(Проходим за столы)
- Вот мы и готовы сделать деревянную игрушку для Буратино. Старинными матрешками и игрушками наш друг уже поиграл в музее. А мы сделаем для него настоящую современную развивающую игру. Наши барнаульские мастера уже вырезали из дерева для нас заготовки, а мы как настоящие рукодельники их распишем.
- Главная задача, раскрасить ключик так, чтобы он подошел к замку, подобрать нужные цвета. А узор можно сделать любой.
(деревянные ключики, кисти, гуашь, салфетки, вода, образцы замков)
Выполнение работы.
Итог:
- Мы с вами сделали большое доброе дело. Во-первых, помогли Буратино узнать много нового о деревянных игрушках с помощью нашего музея. Во-вторых, сделали для него столько ярких ключиков и целую развивающую игру, которую соберем и передадим нашему другу.
- Сложно ли было вам?
- Как мы будем относиться к деревянным игрушкам и другим предметам, сделанным руками мастеров?