Марина Лобанова
Педагогический проект «Волшебница — вода» младшая группа
Волшебница наша – вода!
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
1. Ведущая педагогическая идея :
Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о значение воды в жизни человека.
1.1. Паспорт проекта.
Тема: «Волшебница - вода».
Автор: М. Н. Лобанова, воспитатель.
Направление: познавательное.
Публикация «Педагогический проект „Волшебница — вода“ младшая группа» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Время проекта : краткосрочный.
Возраст детей: 3-4 года.
Участники: воспитатели группы, дети.
1.2 Актуальность.
В настоящее время, когда детский сад стал первым звеном системы непрерывного образования, активно развивается проектное обучение. Дети учатся добывать знания и применять их на практике. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Проблемный вопрос
При каких условиях и направлениях деятельности ОУ будет решена проблема формирования у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о простейших взаимосвязях в природе.
1.3 Противоречие.
Данная проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью пересмотра экологического воспитательно-образовательного процесса у дошкольников и недостаточной работой по экспериментированию в дошкольных учреждениях
1.4 Цель.
Формирования у дошкольников культуры природопользования, через опытно-исследовательскую деятельность.
1.5 Задачи.
• Дать элементарные представления о свойствах воды.
• развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
• Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.
• воспитывать бережное отношение к воде.
1.5 Гипотеза.
Если в дошкольном возрасте объяснить важность бережного отношения к природным ресурсам, то став взрослым человек всегда будет рационально использовать все богатство природы.
1.6 Объект и предмет исследования.
Система образовательного процесса в дошкольном учреждении по воспитанию экологической культуры у младших дошкольников.
1.7 Предмет исследования.
Система учебно-воспитательной работы в рамках познавательного развития, условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию личностных экологических качеств у воспитанников.
1.8 Принципы обучения.
Принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
Принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому».
Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
1.9 Основные методы, приемы.
метод исследование, наглядности (целевая экскурсия на водоем, наблюдение за работой воспитателя по уходу за растениями, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, презентаций и т. д.)
словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
практический (самостоятельное выполнение детьми опытно-экспериментальной работы)
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход игры)
эвристический (развитие находчивости и активности)
2. Описание проекта.
2.1 Основные этапы, сроки проведения проекта.
Подготовительный этап.
Подобрать методическую, художественную литературу и презентации по данной теме, создать для детей «опытно-экспериментальную» лабораторию.
Основной этап. Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности :
Дни недели
Тема Задачи Содержание и формы работы
Понедельник
«Водичка – водичка умой мое личико»
Сформировать элементарные знания о важности воды в жизни человека. Беседа «Для чего нужна вода»
Чтение стихотворение А. Барто «Девочка чумазая…»
Экспериментирование «Как вода отмывает руки»
Вторник
«Вода, вода – кругом вода»
Показать где может находиться вода в природе. Беседа «Где можно встретить воду»
Целевая экскурсия на водоём.
Дидактическая игра на прогулке «Найди водичку»
Рассматривание альбома «Кто живет в воде»
Среда
Такая разная вода
Сформировать представление о разных свойствах воды НОД «Какая бывает вода»
Опыты: «Какого цвета вода»; «Что растворяется в воде»; «Какого вкуса вода»
Д/и «Тонет не тонет.»
Эстафета «Кто быстрее принесет воду»
Четверг
Какая бывает вода?
Закрепить свойства воды Просмотр презентации о свойствах воды;
Дидактическая игра «Разноцветные капельки»
Рисование цветными капельками
Пятница
Кому нужна вода?
Закрепить знание детей о воде, показать важность воды для всего живого. Беседа «Что мы знаем воде»
Решение проблемы: «Как помочь цветку»
Наблюдение за работой повара «Из чего варят суп и компот». Просмотр видеофильма о необходимости воды для всего живого.
Заключительный этап.
Оформление газеты «Кому нужна вода»
2.2 Ожидаемый результат проекта.
В результате реализации проекта предполагается получить следующие результаты:
дети будут больше знать о значении воды в природе;
научаться видеть простейшие взаимосвязи в природе, анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;
будут бережно относиться к природным объектам.
педагоги повысят качества работы по экологическому воспитанию детей.
2.3 Ресурсы.
Методическая база детского сада.
2.4 Перспективность и долгосрочность проекта.
Проект предполагает срок работы – одну неделю октября, однако, при положительном результате и стойком интересе детей его можно продолжить, расширив планируемые мероприятия.
2.5 Место осуществления проекта.
Детский сад «Рябинка», вторая младшая группа.
2.6 Исполнители проекта.
Воспитатели группы, дети.
3. Риски и предупреждение рисков.
Низкая, ветреная температура воздуха, запрещающая проведение прогулок с детьми
Низкая посещаемость детей в связи с сезонными заболеваниями Перенос этапов проекта на другое благоприятное время
4. Научно – педагогическое обеспечение проекта.
Нормативно-правовые документы МО РФ:
1. Концепция развития системы дошкольного воспитания;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Национальная доктрина образования.
6. Финансово – экономическое исследование проекта.
Создание проекта «Волшебница - вода» является результатом педагогической работы. Проект экономичен и не требует больших затрат. Материально-техническое обеспечение детского сада «Рябинка» позволяет организовать необходимую предметно-развивающую среду.
7. Продукт проектной деятельности.
Оформление газеты «Кому нужна вода».
8. Форма представления результатов.
В ходе подготовки и работы над проектом были разработаны беседы, оформлена «исследовательская лаборатория», подобраны,соответствующие возрасту видеофильмы и презентации. Опыт работы оформлен презентации и в виде альбома, он предоставлен для ознакомления на педагогическом совете и родителям группы для повышения их педагогической грамотности.