Екатерина Степовая
Педагогический проект «Вологодчина любимая моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.
Гендерный подход – новый для ДОУ и для родителей. Период дошкольного детства – это период в течении которого педагоги и родители должны понять ребенка, помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые, которые даны ему полом.
Публикация «Педагогический проект „Вологодчина любимая моя“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Цель гендерного воспитания в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости и т. д., а в девочках традиционных женских качеств (доброты, нежности, сострадательности).
Одной из задач социально-коммуникативного развития является – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Наиболее полно показать детям гендерные ценности на наш взгляд можно через ознакомление с историей и культурой родного края.
Наблюдая за детьми группы мы с педагогом –психологом заметили, что мальчики недостаточно выносливы, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Девочки же не могут мирно решать конфликты, дерутся, нетерпеливы, лишены нежности.
На тот момент у нас уже был запланирован педагогический проект «Вологодчина любимая моя», т. к. необходимо было углубить и расширить знания детей о родном крае. И мы решили, что нам необходимо включить в этот проект и задачи на развитие гендерного самосознания и ценностных ориентаций детей, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности. А решать эти задачи необходимо через активное усвоение детьми и воспроизведение социального опыта и культуры родного края.
Использование народных традиций в воспитании важно прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
Опыт народной педагогики свидетельствует, что даже в младенчестве воспитание осуществлялось с учетом гендерных особенностей. В колыбельных, песнях, пестушках, обращались не просто к ребенку, а к мальчику или девочке. С их помощью ребенок получал первые представления о мужчинах и женщинах, семейных ролях, учатся понимать особенности женской и мужской души, получали нравственное наставление.
Активные участники проекта – Педагоги группы, дети подготовительной группы, родители и педагоги ДОУ, педагог – психолог.
Проблема: У детей данной группы недостаточно сформированы гендерное самосознание и гендерная идентичность, а также довольно поверхностные знания о культуре и истории родного края.
Цель проекта : Помочь детям сформировать гендерное самосознание, эмоционально – ценностное отношение к себе, положительное принятие своей половой роли, воспитывать у детей понимание себя как частицы своего народа.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о культуре и истории родного края, народа населяющего его.
- Воспитывать чувство гордости за свой край, за своих земляков.
- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
- развивать бережное отношение к родному городу.
- формирование у детей устойчивых представлений о своей половой принадлежности.
- Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, родному дому, городу, краю.
- Формирование творческого воображения детей через восприятие художественного слова и произведений художников, писателей и т. д.
Срок реализации проекта.
Проект рассчитан на три года.
Предполагаемые результаты.
- Повышение у детей уровня знаний о родном крае, о знаменитых земляках, о его культуре и истории.
- У детей будет сформировано гендерно - ориентированное поведение.
- Будут сформированы навыки гендерной идентичности и гендерной специализации.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе мы обозначили цель проекта, поставили перед собой задачи, провели анализ имеющейся методической и специальной литературы по вопросам гендерного и патриотического воспитания, определили сроки проведения проекта, спланировали работу с детьми и родителями.
На этом этапе мы разработали конспекты занятий, бесед. Создали мультимедийные презентации по теме проекта, занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, были спланированы также беседы в рамках данного проекта.
Подобрали иллюстративный материал.
Второй этап основной.
В процессе ознакомления детей с культурой родного края мы использовали мультимедийные презентации, видеоматериалы о ремеслах, такие как фильмы из серии «Пряничный домик» телеканала Культура, «Ремесло» телеканала загородная жизнь.
В ходе знакомства детей с историей возникновения и развития нашего города мы акцентировали внимание детей на том, что тогда существовали профессии мужские и женские, например купцами чаще были мужчины, а почему? Потому что дороги тогда были опасными, требовались сила и смелость, а так же большая физическая сила, чтобы преодолеть огромные расстояния и защитить свои товары. Кузнецы и воины так же были мужчины, а женщины больше занимались ткачеством, при чем от посева до уборки и обработки льна весь процесс ложился на плечи женщин. Девочки сами у нас создавали украшения, пробовали ткать, шить одежду для кукол. Мальчики примеряли латы богатырей, в сюжетно- ролевой игре познакомились с трудом кузнеца.
С народным костюмом познакомить детей помогла нам презентация «Русский народный костюм» автор Карасева Елена Анатольевна.
Презентация «Древние мужские профессии» познакомила детей с особенностями мужского труда. Презентации помогали нам не только давать знания детям но и проверять их часть презентаций была составлена как игра.
В начале основного этапа проекта провели анкетирование родителей на тему гендерного и патриотического воспитания. Чтобы выявить насколько они считают важными эти аспекты воспитания. Для них мы провели родительское собрание «Мальчики и девочки они такие разные», на котором были раскрыты вопросы по воспитанию детей разного пола, их психологических особенностях. Совместно с родителями мы посетили детский музей выставку «Сказки старого сверчка», где мы смогли прикоснуться к детству разных периодов истории нашей страны. Родители помогали нам с оформлением материалов к проекту, и являются активными его участниками.
Для педагогов была проведена консультация «Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды», где были затронуты и вопросы о реализации проекта, были представлены некоторые материалы по проекту.
Третий этап заключительный.
- На нем предполагается презентация проекта для педагогов, родителей.
- Презентация продуктов проекта.
- оформление проекта для пополнения библиотеки ДОУ.
Продукты данного проекта.
-Перспективное планирование.
- Конспекты занятий и бесед.
- Диск с презентациями.
- Конспекты мероприятий с родителями.
- Подборка наглядного материала.
- Дидактические игры.
В данный момент проект находится на заключительном этапе. В результате проведенной работы мы наблюдаем у детей повышение уровня знаний детей о родном крае, у детей повысилась культура поведении. У мальчиков и девочек по результатам мониторинга педагога-психолога сформировано представление о собственной гендерной принадлежности, и поступают соответственно ей.
В поведении мальчиков наблюдается более внимательное отношение к девочкам. Девочки стали доброжелательнее.
Презентация по народному костюму.
Работы детей "Северная чернь"
Дети знакомятся с кузнечными изделиями.
Посещение выставки "Эхо войны"