Ольга Ларионова
Педагогический проект «Внедрение инновационного средства — мягкого конструктора LEGO в НОД по физической культуре в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект "Внедрение инновационного средства, мягкого конструктора LEGO в НОД физическая культура в ДОУ".
1. Проблемно – ориентированный анализ.
Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.
Кубики лего используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
Публикация «Педагогический проект „Внедрение инновационного средства — мягкого конструктора LEGO в НОД по физической культуре в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т. д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности лего, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников.
Применение Лего конструктора способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки кистей рук, что очень важно для развития крупной моторики
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он построит, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС к структуре общеразвивающей программы дошкольного образования, такими как: «Социально- коммуникативное» развитие, где развиваются предпосылки к учебной самостоятельности старших дошкольников; «Художественно-эстетическое» развитие, которое отражает в детях чувственное и интеллектуальное развитие.
Основные принципы
-доступность и наглядность
-последовательность и систематичность обучения и воспитания
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Занимаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с конструктором ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной ситуации- игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.
2. Гипотеза.
Я решила попробовать, внедрить инновационное средство, мягкий конструктор LEGO в занятия физической культуры с детьми 3-5 лет (младшие и средние группы). Каждая фигура или постройка строится для использования ее в развитии, какого- либо качества или движения у ребёнка.
В ходе реализации проекта, дети научатся строить некоторые постройки, фигуры, воображать новые из мягкого конструктора LEGO и использовать их в дальнейшем во взаимодействии для самих себя.
3. Название проекта.
«Внедрение инновационного средства, мягкого конструктора LEGO в НОД физическая культура в ДОУ».
Проект: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый (апробация)
Сроки реализации: август 2015 г. - май 2016 г.
4. Цель и задач
и. [/b]
Цель: формирование у дошкольников интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям и технике выполнения.
Задачи:
Оздоровительная:
Развитие и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
Образовательная:
Формирование навыков выполнения основных движений и владения спортивным инвентарем, освоение знаний о своем организме и здоровье, изучение правил спортивных игр.
Воспитательная:
Воспитывать командного духа, выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве; формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Возможные риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления
1. Отсутствие интереса у детей. Использование различных методов и приемов для заинтересованности детей.
2. Нежелание родителей сотрудничать в реализации проекта. Консультации
6. Планирование работы по реализации проекта.
1 этап: подготовительный (август – сентябрь)
Мониторинг интереса детей к физической культуре (умение читать картинку- схему, умение строить, и строить по схеме, интерес к занятиям).
Знакомство с литературой, материалом.
Составление перспективного планирования для детей 3-4 лет и 4-5 лет.
Подбор материала.
2 этап: основной (октябрь-апрель 2016г.)
Внедрение инновационного средства мягкого конструктора LEGO в НОД физическая культура для детей 3-4 лет (младшая группа, 4-5 лет (средняя группа). 1раз в две недели (1 и 3 недели месяца).
Занятия с определенной темой и с проблемной ситуацией.
Интегрированное занятие по физической культуре для детей 3-4, 4-5 лет «Поможем ёжику».
Интегрированное занятие по физической культуре для детей 3-4, 4-5 лет «Мебель для друзей».
Интегрированное занятие по физической культуре для детей 3-4, 4-5 лет «Домик для мышки».
Интегрированное занятие по физической культуре для детей 3-4, 4-5 лет «В гостях у Зайчика».
Знакомство с картинкой – схемой постройки (научить читать схему).
Спортивное развлечение «Я все умею».
3 этап: заключительный (май 2016г.)
Мониторинг интереса детей к физической культуре. (умение читать картинку- схему, умение строить, и строить по схеме, интерес к занятиям).
7. Способы и средства достижения результата.
Интегрированные занятия с определенными проблемными ситуациями, подвижные игры, спортивные развлечения, картинки- схемы с постройками и фигурами.
8. Ресурсное обеспечение:
Мягкий конструктор LEGO.
Спортивный инвентарь,
Игрушки – герои занятий,
Картинки- схемы,
Музыкальное сопровождение занятий и игр.
9. Участники проекта:
Воспитатели младших и средних группы.
Дети младших и средних группы.
10. Техническое обеспечение.
ПК,
Бумага.
11. Предполагаемый результат.
Умение детьми читать картинки - схемы, строить постройки самостоятельно (дорожку, мебель, горку, домик, ворота и т. д.)
Желание детей посещать занятия физической культуры и спортивные секции.
Укрепление здоровья воспитанников.
12. Перспективное планирование[
3-4 года (2 младшая группа)
Октябрь-Май.
Обучение и объяснение конструированию по схеме с усложнением (постепенно - от простого к сложному, 1 раз в две недели.
№
п/п месяц Кол-во часов в месяц неделя Тема занятия Цель занятия
1 Октябрь 2 1 «Тропинка в осеннем лесу».
Обучить детей строить тропинку точно по схеме, устанавливать кирпичики в ряд точно по цвету, закреплять знания об осени, об осенних явлениях, развивать мышление, память. Воспитывать желание строить
3 «Забор для осеннего сада». Обучить детей строить забор точно по схеме, устанавливать кирпичики в ряд вверх точно по цвету, продолжать закреплять знания об осени, об осенних явлениях, развивать мышление, память. Воспитывать желание строить.
2 Ноябрь 2 1 «Ящик с овощами» Обучить детей строить ящик точно по схеме, замыкать контур. Развивать внимание, память.
3 Повторить постройку ящика точно по схеме, замыкать контур. Развивать память, мышление. Воспитывать самостоятельность.
3 Декабрь 2 1 «Ворота». Обучить детей делать ворота точно по схеме, изменять постройку в высоту. Развивать память, мышление.
3 Повторить постройку ворота точно по схеме, изменять постройку, преобразовывая ее в высоту, длину,
ширину;
Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать память, мышление.
4 Январь 1 3 «Построй, что хочешь». Повторить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу.
5 Февраль 2
1 «Домик». Обучить постройку домика точно по схеме с замкнутым контуром, направленную вверх. Развивать память, мышление.
3 Повторить постройку домик точно по схеме с замкнутым контуром, направленную вверх. Развивать память, мышление.
6 Март 2 1 «Озеро для уточек». Обучить огораживать большое пространство («озеро» для уточек) точно по схеме. Развивать память, мышление.
3 «Забор для садика». Повторить огораживание большого пространства высоким забором точно по схеме. Развивать память, мышление.
7 Апрель 2 1 «Заборчик с воротами» Закрепить навык построек в композиции «ворота с забором» точно по схеме с замкнутым контуром. Развивать память, мышление.
3 «Домик с воротами и забором» Закрепить навык построек в композиции «дом с воротами и с забором» точно по схеме с замкнутым контуром. Развивать память, мышление.
8 Май 2 1 «Моё желание…» Закрепить навык построек в композиции по желанию детей. Развить память, мышление, фантазию.
3
4-5 лет (средняя группа)
Сентябрь - Май.
Обучение и объяснение конструированию по схеме с усложнением (постепенно от простого к сложному). 1 раз в две недели.
№
п/п месяц Кол-во часов в месяц неделя Тема занятия Цель занятия
1 Сентябрь 1 3 «Забор для осеннего сада». Обучить детей строить «забор» точно по схеме, устанавливать кирпичики в ряд вверх точно по цвету, продолжать закреплять знания об осени, об осенних явлениях, развивать мышление, память. Воспитывать желание строить.
2 Октябрь 2 1 «Ворота». Обучить детей делать «ворота» точно по схеме, преобразовывая ее в высоту, длину, ширину;
Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать память, мышление.
3 «Ящик с овощами» Обучить детей строить «ящик» точно по схеме, замыкать контур. Развивать внимание, память.
3 Ноябрь 2 1 «Мебель для кукол».
Обучить детей строить мебель (шкаф, кровать, диван, кресло) точно по схеме, замыкать контур. Развивать внимание, память.
3 Повторить постройку мебели (шкаф, кровать, диван, кресло) точно по схеме, замыкать контур. Развивать память, мышление, фантазию. Воспитывать самостоятельность.
4 Декабрь 2 1 «Крепость».
Обучить детей строить конструкцию «крепость» точно по схеме, изменять постройку в высоту, в длину. Развивать память, мышление.
3 Повторить постройку «крепость» точно по схеме, изменять постройку, преобразовывая ее в высоту, длину, ширину;
Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать память, мышление.
5 Январь 1 3 «Построй, что хочешь». Повторить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу.
6 Февраль 2
1 «Домик». Обучить сооружать «домик» точно по схеме с замкнутым контуром, направленную вверх. Развивать память, мышление.
3 Повторить постройку «домик» точно по схеме с замкнутым контуром, направленную вверх. Развивать память, мышление.
7 Март 2 1 «Пастбище для лошадок». Обучить огораживать большое пространство («поле» для лошадок) точно по схеме. Развивать память, мышление.
3 «Забор для садика». Повторить огораживание большого пространства высоким забором точно по схеме. Варьировать высотой. Развивать память, мышление.
8 Апрель 2 1 «Заборчик с воротами» Закрепить навык построек в композиции «ворота с забором» точно по схеме с замкнутым контуром. Развивать память, мышление.
3 «Домик с воротами и забором» Закрепить навык построек в композиции «дом с воротами и с забором» точно по схеме с замкнутым контуром. Развивать память, мышление.
9 Май 2 1 «Моё желание…» Закрепить навык построек в композиции по желанию детей. Развить память, мышление, фантазию.
13. Анализ результатов.
Будет проведен повторный мониторинг интереса детей к физической культуре.
Презентация и обобщение опыта работы на методическом объединении среди педагогов и инструкторов ДОУ.
13. Перспективы развития проекта:
Использование данного проекта в детском саду в следующем учебном году с детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет.
Возможность участия в различных конкурсах-проектах.
Список использованной литературы:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: из опыта работы /Л. В. Куцакова. – М. : Просвещение, 1990.- 158с.
2. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада/ З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.-159с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М. ,2007
4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. :Мозаика-Синтез, 2006- 64 с.
5. Кудрявцева Е. А., Попова Г. Н. «Конструирование из строительного материала». Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию наглядно- дидактического комплекта в организации интеграционного конструирования с детьми младшего дошкольного возраста (3- года).-Волгоград: Учитель, 2014.- 24с.
6. Дидактический комплект в организации интеграционного конструирования с детьми младшего дошкольного возраста (3- года).-Волгоград: Учитель, 2014.- 24с.
7. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», разработанную центром «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца. / Науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. - М., 1997.
8. Интернет ресурсы.