Татьяна Пономарева
Педагогический проект в младшей группе «Будем расти здоровыми»
▼ Скачать
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
По продолжительности: долгосрочный
По форме реализации: групповой
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители, воспита-тели группы.
Возраст детей : 3-4 года
Место реализации: МДОУ «Детский сад №53», вторая младшая группа «Ви-шенка»
Объект исследования: процесс оздоровления детей 2 младшей группы «Ви-шенка»
Публикация «Педагогический проект в младшей группе „Будем расти здоровыми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Предмет исследования: традиционные и нетрадиционные виды оздоровитель-ной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта : сентябрь 2018-май 2019г
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному
• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
• создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению мате-риала каждым ребенком
Актуальность:
В настоящее время охрана жизни и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач дошкольного образования. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей на-блюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного до-школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоро-вья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и ро-дителей.
Проблема: Основная проблема, которая встает перед коллективом дет-ского сада в настоящее время – это слабое физическое развитие детей при по-ступлении в детский сад. Родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры. Не все родители приучают детей к здоровому пи-танию, режиму дня. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие физических качеств. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий. Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности. У детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Поэтому нам, педагогам, предстоит огромная работа. Необходимо объе-динить все усилия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей для дости-жения положительных результатов.
Данный проект направлен на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков.
Цель проекта : формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи проекта : формировать у детей понимание необходимости забо-титься о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; по-вышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Для детей:
• укреплять и охранять здоровье детей;
• формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохра-нения и укрепления физического и психического здоровья. ;
• формировать простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедея-тельности человека;
Для родителей:
• повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохра-нения и укрепления здоровья ребенка;
• способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
• дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навы-ков гигиены.
Для педагогов :
• повысить уровень собственных знаний по применению здоровьесбере-гающих технологий в условиях семьи и ДОУ;
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объ-единить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерж-ки в проблеме друг друга;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддер-живать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Материальное обеспечение проекта :
• Оборудование для занятий физическими упражнениями в группе (гимнасти-ческие палки, кубики, мячи разного размера, в т. ч. массажные мячи, ленты, платочки, мешочки с крупой, массажный коврик, маски-шапочки для под-вижных игр и др.)
• Спортивное оборудование для занятий физическими упражнениями и физ. культуры в спортивном зале и на воздухе,
• Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
• Спортивная площадка на участке ДОУ.
• Сенсорная комната в помещении ДОУ.
Инновация заключается в том, что в ходе проекта активно использова-лись как традиционные, так и нетрадиционные современные здоровьесбере-гающие технологии :
Виды здоровьесберегающих техноло-гий Время и длительность проведения
Динамические паузы и физкультминутки Во время статических занятий 2-5 мин. Могут включать в себя элементы гимна-стики для глаз, дыхательной гимнастики и др.
Пальчиковая гимнастика Ежедневно в группе или на прогулке в любой отрезок времени по 3-5 мин
Бодрящая гимнастика после сна - уп-ражнения на кроватках, ходьба по мас-сажным дорожкам, ребристым дощеч-кам, воздушные ванны, обширное умы-вание Ежедневно после дневного сна 5-10 мин.
Дыхательная гимнастика В разных видах деятельности по 2-3 мин
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Коррегирующая гимнастика для профи-лактики нарушений осанки и плоскосто-пия Ежедневно в группе или спортивном зале по 5 мин
Психогимнастика Ежедневно в группе или на прогулке в любой отрезок времени по 3-5 мин
Игровой самомассаж Ежедневно как часть работы перед сном по 5-7 мин
Песочная терапия На прогулке в тёплое время года
Игры с водой
На прогулке в тёплое время года по 10-15 мин
Босохождение На прогулке в тёплое время года по 15-20 мин
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Еже-дневно по 15 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений. Ежедневно в группе или на прогулке 7-10 мин.)
Физкультурные занятия на воздухе 1 раз в неделю по 25мин
Релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры) под спокойную классиче-скую музыку или звуки природы Ежедневно по 5 мин
Закаливающие процедуры - обмывание ног и рук до локтя прохладной водой, воздушные ванны, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в по-мещениях, ходьба по траве и асфальту, мокрому и сухому песку летом Ежедневно по 5-7 мин
Смазывание оболочки носа аксолиновой мазью, фитонцидотерапия, употребление в пищу лука и чеснока В холодное время года
Занятия в сенсорной комнате – цветоте-рапия, светотерапия, песочная терапия, релаксационные игры, развитие мелкой моторики и сенсомоторных навыков 2 раза в неделю по подгруппам
Занятия и беседы по здоровому образу жизни В процессе НОД и кружковой работы «Познаем себя» по 20-25 мин
Оздоровительная ходьба и бег Ежедневно с чередованием
Сказкотерапия Ежедневно в любой отрезок времени
Музыкотерапия - в качестве вспомога-тельного средства как часть других тех-нологий, для снятия напряжения, повы-шения эмоционального настроя и пр. Ежедневно в любой отрезок времени по 5-7 мин в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Минутки тишины (для развития волевых качеств детей). На разных этапах занятия в соответствии с темой и целями по 1 мин.
Минутки шалости
(психологическая разгрузка)
- игры для поднятия настроения На разных этапах занятия в соответствии с темой и целями по 1 мин.
Диетотерапия - рекомендации по пита-нию на вечерние часы и выходные дни Ежедневно и перед выходными
Методы и приемы: для анализа состояния выявленной проблемы на практике использовались такие методы, как:
• анализ психолого-педагогической литературы
• наблюдение,
• эксперимент,
• анализ полученных данных,
• обобщение,
• анкетирование родителей
Критерии отслеживания результативности проекта
• Снижение уровня заболеваемости детей группы.
• Повышение уровня посещаемости детьми группы.
• Повышение уровня психологической комфортности пребывания детей в группе.
• Повышение уровня сотрудничества с родителями (через анкетирование, самоанализ, отзывы родителей).
• Наличие в группе оборудования и условий для обеспечения физической активности детей.
• Наличие оборудования и спортивного инвентаря для физической актив-ности детей на прогулке.
Ожидаемые результаты:
• Осознание детьми и их родителями понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние их здоровья.
• Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещаю-щих детский сад.
• Овладение детьми культурно- гигиеническими навыками, элементарными представлениями о безопасном и здоровом образе жизни.
• Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
• Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.
• Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Этапы проекта
Первый этап: Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Изучение литературы.
3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
4. Изготовление и приобретение методических пособий.
5. Подбор материала.
6. Разработка плана проекта.
7. Создание условий для реализации проекта
8. Изготовление нетрадиционного оборудования в соответствии с темой
9. Срок реализации – сентябрь 2018г
Второй этап: Основной
Проведение запланированных мероприятий по плану.
Срок реализации – октябрь 2018г – май 2019г
Третий этап: Заключительный
1. Мониторинг уровня физического развития детей
2. Мониторинг уровня развития КГН у детей и уровня их представлений о здоровье
3. Мониторинг уровня заболеваемости и посещаемости детей за год.
4. Мультимедийная презентация педагогического опыта на педагогическом со-вете МДОУ №53 на тему «Игровой самомассаж в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
5. Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация «Растем здоровыми»)
Срок реализации проекта – сентябрь 2018г - май 2019г
Материально-техническое обеспечение проекта :
• Наглядно - демонстрационный материал.
• Спортивный инвентарь.
• Картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т. д.)
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедиа, компьютер, принтер.
Ответственный: воспитатель 2 младшей группы «Вишенка» Пономарева Т. А.
Перспективный план работы
Ме-сяц
Совместная деятель-ность взрослого и ре-бенка Задачи
Работа с родите-лями
сентябрь
Беседа: «Как можно иг-рать в игрушки»
Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; уточнить знания о расположении предметов в группе. Оформление «Уголка здоровья»
Беседа: «Безопасность в группе».
Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут
стать опасными при условии нару-шения дисциплины. Анкетирование «Будем расти здо-ровыми?»
Д/и «Что где лежит». Закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помо-гает сохранить здоровье Консультация «Роль семьи и дет-ского сада в вос-питании здорового ребенка».
Д/и «Кто помогает со-блюдать чистоту и по-рядок»
Закрепить знания о труде дворника, помощника воспитателя, мастера по стирке белья, парикмахера и пред-метах для их труда; закреплять зна-ния о правилах гигиены
Д/и «Угостим куклу ча-ем» Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чае-пития; дать представление о прави-лах безопасного поведения за сто-лом.
Д/и «Уложим куклу спать». Уточнить последовательность раз-девания и развешивания одежды закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
октябрь
Беседа: «Твой носовой платок».
Продолжать учить детей основным приемам ухода за больным челове-ком; формировать чуткое и внима-тельное отношение к заболевшему; научить правильно пользоваться носовым платком, знать его назна-чение. Папка-передвижка «Система оздорав-ливания малы-шей».
Беседа «Наше здоровье осенью».
Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в хо-лодный период года, учить забо-титься о нем
Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Уточнить знания о работе сотруд-ников детского сада, закрепить на-звания профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, прачка; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду за-ботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоро-выми. Беседа с родите-лями на тему «Здоровый образ жизни в вашей се-мье».Цель- выяв-ление отношения родителей к здоро-вому образу жиз-ни, соблюдению принципов здоро-вого образа жизни в семье.
Д/и «Покажем мишке, как надо одеваться, что-бы не простудиться». Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости за-ботиться своем здоровье.
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Котенок Тимка заболел».
Учить детей в игре отражать знания о профессии врача; стимулировать творческую активность детей в иг-ре; использовать во время игры ме-дицинские инструменты и называть их.
ноябрь
Д/и «Что хорошо, что плохо».
Закреплять культурно- гигиениче-ские навыки, навыки культуры по-ведения за столом. Консультация для родителей «Изго-товление чесноч-ных бус, кулончи-ков для профилак-тики заболеваний верхних дыхатель-ных путей».
Д/и «Чистота и здоро-вье». Закреплять представления о необ-ходимости соблюдать правила ги-гиены.
Рассматривание «Алго-ритма умывания» при КГН. Формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, прого-варивать действия.
Практическое упражне-ние «Послушные ла-душки» Формировать привычку мыть руки после туалета, акцентировать вни-мание на такой характеристике действий как аккуратность.
Беседа «Чистота и здо-ровье».
Развивать у детей понимание зна-чения и необходимости гигиениче-ских процедур.
Рассматривание карти-нок «Предметы личной гигиены». Закреплять название и функции различных гигиенических предме-тов.
Игра-лото «Здоровый малыш».
Продолжать знакомить детей с пра-вилами личной гигиены и правиль-ным, бережным отношением к сво-ему здоровью.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чума-зая», - - К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит» Воспитание культурно-гигиенических навыков через ху-дожественную литературу
декабрь
Д/и «Как мы узнаем предмет». Закреплять знание о роли органов чувств Консультация в «Уголке здоровья» - «Роль витаминов в детском пита-нии».
Д/и «Кто что умеет де-лать», «Что делает де-вочка», «Зеркало». Закрепить знания о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение быстро и пра-вильно отвечать на вопросы
Д/и «Запомни движе-ние». Совершенствовать представление о роли разных частей тела и необхо-димости упражнять их
«Зимние забавы» спор-тивные игры на прогул-ке Развивать двигательную активность, физические умения и навыки Создание рубрики в родительском уголке «Если хо-чешь быть здо-ров».
Цель- ознакомле-ние родителей со способами оздо-ровления детей в семье.
Д/и «Собери Машень-ку», «Что есть у кук-лы?». Учить называть часть тела.
Упражнение «Покажи свой нос, глаза т. д.». Формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела
январь
Беседа: «Кто такие мик-робы и где они живут?» Формировать осознанное отноше-ние к необходимости вести здоро-вый образ жизни.
Экскурсия в медицин-ский кабинет Познакомить детей с работой ме-дицинской сестры.
Ситуация «Кукла Таня простудилась».
СРИ «Мы лечим кукол», «больница» Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни
Д/и «Оденем куклу на прогулку». Закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в теплое время года.
Рассматривание картин-ки «Катаемся на сан-ках». Подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений
Д/и «Если кто-то забо-лел».
Закрепить знание о том, что при серьезной травме необходимо вы-звать врача скорой помощи.
февраль
Игровая ситуация «Ай-болит в гостях у детей». Закреплять знания о профессиях врача и медсестры. Выставка рисунков совместно с роди-телями на тему «Я расту сильным и здоровым».
Беседа «Мы были у вра-ча».
Д/и «Расскажем мишке и кукле, как нам изме-ряли рост». Закрепить знания о частях тела че-ловека; формировать адекватное отношение к посещению медицин-ского кабинета; закреплять навыки рассказывания
Д/и «Кому что нужно».
Закрепить знания детей о предме-тах, необходимых для работы вра-чу, повару, продавцу
Просмотр мультфильма «Быть здоровым здоро-во», серия «Смешари-ки». Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему Консультация «Выходной вместе с ребенком всей семьей».
Рассматривание иллю-страций «Правила ги-гиены».
Формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; фор-мировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Проговаривание поте-шек во время КГН: «Во-дичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мы-лом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, хо-лодной водой умывать-ся!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран от-кройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?» Формировать положительное от-ношение к гигиеническим процеду-рам через использование фольклора
март
Ситуативный разговор «Где живут витамины?» Рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
Беседы на тему «Что растет на грядке», «Во саду ли, в огороде». Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоро-вья и хорошего настроения.
Д/и «Узнай и назови овощи».
Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формиро-вать представление о пользе ово-щей для здоровья
Музыкально-физкультурное развлечение с ро-дителями, посвя-щенное Междуна-родному женскому Дню
Д/и «Угадай на вкус
Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.
Д/и «Разложи на тарел-ках полезные продукты Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты.
Лото «Овощи, фрукты и ягоды».
Закреплять знание названий ово-щей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Аппликация «Витамин-ный компот».
Рисование «Огурцы в банке».
Рисование по трафарету овощей и фруктов (ка-рандашами, фломасте-рами). Закреплять знания о полезных про-дуктах, развивать мелкую моторику рук.
«Федорино горе», С. Михалкова «Про девоч-ку, которая плохо куша-ла», И. Демьянова «За-марашка», Н. Павловой «Света любит шоколад-ки…», Т. Тониной «Ма-мин фартук» с рассмат-риванием иллюстраций Формирование КГН и ЗОЖ через художественную литературу
апрель
Беседа «Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать».
Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоро-вья и хорошего настроения. Консультация в уголке здоровья - «Основы правиль-ного питания».
П/и «Мой веселый, звонкий мяч» Развивать двигательные навыки.
Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак».
Формировать у детей представления о полезных продуктах, форми-ровать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулиро-вать творческую активность детей в игре.
- Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы». Воспитывать желание помогать взрослым.
май
Беседа «Здоровые зу-бы».
Учить детей осознанно относиться к своему здоровью, понимать необ-ходимость заботы о зубах, помочь понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых
помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого; есть много овощей и фруктов; чистить зубы два раза в день). Рекомендации для родителей - «Если хочешь быть здо-ров – закаляйся».
Д/и «Разложи на тарел-ках полезные продукты
Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты. Презентация для родителей «Растем здоровыми»
Дидактическая игра «Правила чистюли».
Закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсыва-ние, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие дру-зья».
Знакомить детей с понятием «здо-ровье», «здоровый человек»; воспи-тывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
Пути реализации: фронтальная и индивидуальная работа с детьми по сохране-нию и укреплению психического и физического здоровья детей, развитию их двигательных навыков, повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка, привлечение их к ак-тивному сотрудничеству с ДОУ.
Методы и формы организации проекта
п/п Название формы организации проекта Время проведения
1 Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучше-ние осанки, плоскостопия, зрения). ежедневно
2 Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». ежедневно
3 Воздушное контрастное закаливание. ежедневно
4 Прогулки и игры на свежем воздухе. ежедневно
5 Анкетирование для родителей (приложение №1) сентябрь
6 Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка».(приложение №2) сентябрь
7 Консультация для родителей «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верх-них дыхательных путей» (приложение №3) ноябрь
8 Консультация для родителей «Роль витаминов в дет-ском питании» (приложение №4) декабрь
9 Беседы с детьми о своем здоровье в течение года
10 Буклет на тему: «Растения, которыми лечили в старину простудные заболевания». январь
11 Консультация для родителей «Выходной вместе с ре-бенком всей семьей» (приложение №5) февраль
12 Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым». февраль
13 Музыкально-физкультурное развлечение с родителями, посвященное Международному женскому Дню март
14 Консультация для родителей «Основы правильного пи-тания». (приложение №6) апрель
15 Рекомендации для родителей - «Если хочешь быть здо-ров – закаляйся» (приложение №7) май
16 Презентация для родителей «Растем здоровыми» май
Результаты проекта :
• Снижение уровня заболеваемости и повышение посещаемости детей:
• Значительное повышение уровня физического развития, уровня культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, а также уровня знаний о ЗОЖ у детей.
• Повышение осведомленности родителей в вопросах сохранения и укрепле-ния здоровья, значимости здорового образа жизни, закаливающих мероприятиях, полезных продуктах питания для детей, повышение активности родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности ДОУ.
• Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду, сохранение и укрепление его физического и психического здоровья.
• Презентация для педагогического состава ДОУ и родителей по проекту : «Растем здоровыми»