Елена Казакова
Педагогический проект «Уроки Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа «Детский сад № 25» «Рябинка» г. Бердск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«УРОКИ МОЙДОДЫРА»
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Разработан воспитателем: Казаковой Е. В.
Автор проекта :Казакова Е. В.
Проблема, на решение которой направлен проект Осознание того, что у детей отсутствует культурно - гигиенические навыки.
Публикация «Педагогический проект „Уроки Мойдодыра“» размещена в разделах
Участники проекта : Воспитатели первой группы раннего возраста №2 «Цыплята» Казакова Е. В. Миненко Г. П., дети первой группы раннего возраста «Цыплята», родители. Сроки реализации проекта :с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 г. (долгосрочный проект)
Ожидаемые результаты :
-С помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Пользоваться индивидуальными предметами гигиены
(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
- Правильно пользоваться столовыми приборами.
- По порядку одеваться и раздеваться.
- При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).
- Аккуратно складывать одежду.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Работая с детьми раннего возраста, заметно, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых же дней пребывания детей в детском саду началась работа с родителями: проводились индивидуальные беседы, консультации, анкетирование. Выяснилось, что большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у своего ребёнка и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того, чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности, было организовано ряд мероприятий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков детей, во время которых объяснялось родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Данный проект направлен на сохранение и укрепление детского организма, и формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников.
Цель проекта : Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения мероприятий по развитию культурно-гигиенических навыков, являются:
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой
.Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный:
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта (мероприятий, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
3 этап. Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
здоровье сберегающих (проблемно-игровые, коммуникативные игры; подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
информационно-коммуникационные (компьютер, видео и аудио оборудование)
социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций).
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:
личный пример работников детского сада, родителей;
использование художественной литературы, фольклора;
соблюдение правил этикета;
психологическая культура взаимоотношений.
Формы работы с детьми:
Игровые ситуации;
Проблемные ситуации;
Дидактические игры и упражнения;
Беседы
Чтение художественной литературы
Познавательная деятельность;
Алгоритмы.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Консультации;
Анкетирование;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми 2 группы раннего возраста:
Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом.
Пользуются индивидуальными предметами гигиены.
Правильно пользуются столовыми приборами; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Ожидаемые результаты проекта для родителей :
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты проекта для воспитателей
Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью.
Укрепление связи с родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей
Наблюдает за детьми и выстраивает образовательную траекторию в отношении каждого ребёнка. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. Рассматривают плакаты, иллюстрации по формированию культурно-гигиенических навыков.
Выполняют поручения по самообслуживанию, трудовому воспитанию.
Играют.
2 этап – основной
Вводит в игровую ситуацию и формулирует проблему: Организует игры, беседы. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
3 этап - заключительный
Деятельность педагога Деятельность детей
Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.
План мероприятий:
Образовательная область
Образовательная ситуация
Методы и приёмы
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие «Учим куклу Дашу мыть руки» Беседа «Когда надо мыть руки?»
Чтение с рассматриванием иллюстраций к стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Показ воспитателя и знакомство с алгоритмом «Мытье рук».
Чтение потешки «Водичка, водичка»
Д/игра «Мыльные перчатки».
Наблюдение: «Дети старшей группы моют руки».
Сентябрь Дети младшей и старшей групп, воспитатели
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие «Купание куклы Кати»
Проблемная ситуация «Кукла испачкалась, как сделать её чистой?»
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
Обучение детей правилам купания.
Д/игра «Девочка чумазая».
Рассматривание и обсуждение картин «Мама купает ребенка».
Октябрь Дети, воспитатели
Познавательное развитие «Путешествие с куклой Катей» Знакомство с раздевалкой.
Д/упр. «Найди свой шкафчик».
Д/ игры «Подберем куклам одежду», «Одень куклу на прогулку».
Игровая ситуация «Как мы помогали кукле собраться в гости».
Знакомство с алгоритмом «Последовательность одевания на улицу»
Ноябрь Дети, воспитатели
Познавательное, социально-коммуникативное развитие «Готовимся к приходу гостей» Ситуативная беседа «Как правильно вести себя за столом».
Д/игра «Напоим куклу чаем».
Проблемная ситуация «Почему Хрюшу не приглашают в гости?».
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»
Рассматривание картинок «Правила поведения за столом».
Экскурсия на кухню детского сада.
Декабрь Дети, воспитатели, повара
Социально-коммуникативное развитие «День рождения куклы Кати» Детям пришло приглашение на день рождения.
Беседа с детьми «Как нужно себя вести в гостях».
Д/и «Выбери одежду для кукол Андрюши и Танюши».
Игровая ситуация «Мы в гостях».
Чтение стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное слово».
Д/упр. «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
Январь Дети, воспитатели
Познавательное развитие «Путешествие в страну Здоровья» Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
Д/игра «Таня простудилась».
Игровая ситуация «Кукла катя заболела».
Д/упр. «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку после дневного сна».
С/р игра «Больница».
Экскурсия в медицинский кабинет.
Февраль Дети, воспитатели, мед.
сестра
Познавательное развитие «Здоровые зубы здоровью любы». Беседа «От чего болят зубы?».
Показ воспитателя и знакомство с алгоритмом «Как чистить зубы».
П/игра «Зайка белый умывался».
Д/упр. «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать».
Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи. Март Дети, воспитатели
Познавательное развитие «Как нужно ухаживать за собой» Беседа «Кто опрятен, тот всегда приятен».
Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
Д/игра «Сделаем куклам разные причёски».
Чтение стихотворения Э. Успенского «Мальчик стричься не желает».
Проблемная ситуация «Почему у кукол грязное полотенце?».
Дид. упр. «Моем чисто руки и лицо».
Апрель Дети, воспитатели
Познавательное развитие. «Хрюша попал в лужу». Беседа «Одежда весной».
Проблемная ситуация «Если я промочил одежду».
Д/упр. «Постираем носовые платочки».
Д/игра «Как я могу помочь другу».
Чтение стихотворения З. Александровой «Купание».
Экскурсия в прачечную детского сада.
Май Дети, воспитатели, работник прачки
Работа с родителями
«Клуб молодого родителя» Оформление стенда в родительском уголке» «Возрастные особенности детей 2-3 лет».
Анкетирование:
«Какими навыками самообслуживания
владеет ваш ребенок»?
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей».
Памятка «Как правильно воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки».
Консультация «Роль фольклора в формировании культурно –
гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Консультация «Воспитание у детей культуры поведения за столом».
Папка-передвижка «Правильное питание дошкольника».
«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно одеть ребёнка на прогулку», «Что должно быть в шкафу?» и т. д.
Папка-передвижка «Учимся правильно ухаживать за зубами».
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!».
Совет родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Мойдодыр».
Презентация проекта.
Анкетирование родителей «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года».
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В 1 младшей группе продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ