Ирина Сороковикова
Педагогический проект «Учим детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» п. Селенгинск
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Педагогический проект
Воспитатель: Сороковикова И. А.
п. Селенгинск
2018 г
Содержание:
1. Актуальность проблемы 3-4
2. Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов 5
3. Этапы реализации проекта 6
4. Направления реализации проекта 7-8
5. Результаты реализации проекта 9
Список используемых информационных источников 10
1. Актуальность проблемы
Публикация «Педагогический проект „Учим детей общаться“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери.
Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.
В наше время в общении между людьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т. д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В связи с этим я рассматриваю влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день подтвердилась. Были сделаны следующие выводы:
Во-первых:
отношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно, а возникающие порой конфликтные ситуации между детьми в группе не только препятствуют нормальному их общению, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Во-вторых:
у некоторых детей недостаточно сформированы умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам.
Частое обращение родителей по вопросу проявления неадекватного поведения ребёнка не только в группе сверстников, но и в условиях семьи также подтверждает необходимость более глубокого изучения проблемы раз вития взаимоотношений детей.
Таким образом, встал вопрос о разработке и реализации педагогического проекта «Учим детей общаться».
Цель проекта :
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
В соответствии с целью сформулированы задачи проекта :
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Спланировать поэтапную реализацию проекта, подобрать игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Включить коммуникативные игры в воспитательно–образовательный процесс.
4. Просветить родителей в вопросах развития коммуникативных способностей детей, включать в совместную деятельность.
4. Проанализировать результаты реализации проекта, с презентацией достижений дошкольников.
2. Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов
Модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
• Любознательный, активный;
• Эмоционально отзывчивый;
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Дошкольник должен уметь:
• стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
• формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;
• оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд)
• развивать нравственно-ценный словарь (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.) (Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка);
• формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность).
3. Этапы реализации проекта
Данный проект реализовываться в старшей группе в течение 9 месяцев
по следующим этапам:
Содержание работы Прогнозируемый результат Сроки выполнения
1. Подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное). Выявление уровня развития коммуникативных способностей детей. Сентябрь 2018г.
2. Планирующий.
Создание картотеки игр направленных на развитие коммуникативных способностей Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми
Октябрь-Декабрь
2018 г.
3. Практический.
Проведение игр в различных видах деятельности Развитие коммуникативных способностей детей.
Созданы условия для развития коммуникативных способностей детей.
В течении 9 месяцев
4. Аналитический
Проведение контрольного диагностического исследования
Формулировка выводов Проведение мониторинга развития коммуникативных способностей детей
Май 2018 г
4. Направления реализации проекта :
Работа реализовывалась по следующим направлениям деятельности:
-Совместная и индивидуальная работа с детьми;
-Работа с родителями
-Организация пространственно-развивающей среды
Работа с детьми
В своей работе я использовала коллективную, индивидуальную и фронтальные формы работы с детьми, применяла следующие методы и приемы работы:
1. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию).
3. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз, самомассаж, тропа здоровья, ленивая гимнастика, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
4. Метод моделирования ситуаций, это создание вместе с детьми сюжетов –моделей, ситуаций- моделей, этюдов в которых дети осваивают способы коммуникативной деятельности.
5. Игровые технологии
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых др. игр. Не меняя ребенка и не переделывать его, не учить его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослым.
Условием реализации проекта для решения поставленной цели, стала реализация, игр направленных на развитие коммуникативных способностей с помощью которых создавалась положительная, доверительная обстановка в группе, чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Приложением к проекту является сборник игр, направленных на развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Представленные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Работа с родителями
Работе с родителями уделяется особое внимание. Для организации эффективной работы по развитию коммуникативных способностей у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.
В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы:
- анкетирование
- групповые собрания «Речь и общение»;
- консультации «Если ваш ребенок агрессивен», «Учим детей общаться»;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
в групповых проектах.
Организация пространственно-развивающей среды
При построении пространственно-развивающей среды группы учитывались принципы, сформированные в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.
Разработана и реализуется модель ПРС, в которой обозначены направления развития дошкольников и содержание игрового оборудования для каждого центра развития
Созданные психолого-педагогические условия позволили повысить коммуникативные способности у дошкольников, что подтверждается результатами мониторинга достижений дошкольников.
Мониторинг оценки уровня коммуникативных способностей дошкольников проводился по авторской методике Т. И. Гризик
Вашему вниманию, я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы
5. Результаты реализации проекта :
Созданные психолого-педагогические условия способствовали развитию интегративных качеств детей, повысились результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Повысилась профессиональная компетентность в вопросах развития коммуникативных навыков;
Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Используемые информационные источники:
1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
2. Возрастная и педагогическая психология. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчин, Н. Ф. Пронина и др; Под ред. М. В. Гамезо - М. : «Просвещение», 1994.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997 – 224 с.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
5. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 60.
6. Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ «Сфера» -стр 126.
7. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 61.
8. Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 65.
9. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.