Айсулу Сейтасанова
Конспект групповой консультации для родителей детей старшей группы «Учим ребенка общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической грамотности родителей.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.
Способность в общении включает в себя:
• Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»)
Публикация «Конспект групповой консультации для родителей детей старшей группы „Учим ребенка общаться“» размещена в разделах
• Умение организовать общение («Я умею», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
• Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом. В этом поможет игра, например, «Зеркало» (повторное движение другого человека, «Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
• Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка
«ИМЯ» - предложить ребенку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком. «Сорви шапку», «У нас все можно» и др.
Принципы общения с агрессивным ребенком :
• Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка : он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
• Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
• Дайте возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
• Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте
И не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
• Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игры на выплеск агрессивности
«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
«Разыгрывание ситуации».
Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми
• Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
• Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
• После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации.
• Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
• Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Игры: «На кого я похож»- сравнение себя с животным, цветком, деревом.
«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.
Застенчивость
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем недостатке.
Советы родителям замкнутых детей :
Застенчивый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течении определенного отрезка времени.
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;
- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
-реагируйте на поведение ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и. т. д.);
-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок
-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
1. Изменение психологического микроклимата в семье:
-уделяйте ребенку достаточно внимания;
-проводите досуг всей семьей;
-не допускайте ссор в присутствии ребенка.
2. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь;
-снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
-избегайте по возможности больших скоплений людей;
-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
3. Специальная поведенческая программа:
-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
-не прибегайте к физическому наказанию
-чаще хвалите ребенка, так как он чувствителен к поощрениям
-составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком
-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
-не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время
Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»;
-лишение удовольствия, лакомства, привилегий
-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
-внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.